Кто мог обидеть короля, оставшись невредимым? Голый, грязный и бормочущий бессмысленные слова, он мог назвать самодержца кровожадным человеком - а потом даже быть приглашенным на королевский банкет.
Когда царь Иван Грозный и его армия подошли к городу Псков в 1570 году, царь намеревался сурово наказать жителей города за их неоднократные попытки поссориться с московским царем. Однако в ожидании страшной бойни псковичи подошли к Ивану и встретили его хлебом-солью. Но в сиквеле, как свидетельствуют хроники, произошел необычный случай. Обнаженный нищий, весь в грязи, отделился от толпы и протянул королю кусок сырого мяса. Он намекнул на зверства Ивана, жестоко подчинившего Москве все города России.
Кто мог обидеть короля, оставшись невредимым? Просто юродивый или блаженный. Это был один из них, Никола Псковский или Салос (салос по-гречески означает «юродивый»). По легенде, именно тогда Псков был спасен от расправы - царь, устыдившись своей жестокости, покинул город.
Благословенный в России
Блаженные были известны как в Древней Греции (самый известный из них - Диоген Синопов, живший в бочке), так и в мусульманских странах (суфии), Индии (приверженцы), буддийских регионах (ньонпа) - в каждой версии со своими особенностями. В православной традиции их называли юродивыми, блаженными и даже «изуродованными». Неслучайно слова «юродивый» и «чудак» (урод) связаны между собой. Правильное наименование таких людей - «юродивый во имя Христа» - это подчеркивает, что поведение блаженных является результатом не психического заболевания, а религиозной одержимости.
В этом разница между юродивыми и дураками - последние ведут себя комично и вызывающе только в праздничные дни. В юродивом экстатическое безумие присутствует всю жизнь.
Представление о святом безумии пришло на Русь из православной Византии. Старейший из известных русских юродивых, блаженный Исидор, жил в Ростове во второй половине 15 века. Его прозвище «Твердислов» - видимо, потому, что он повторял одно и то же слово или фразу. Изидор жил на болоте, вместо одежды использовал сушеную бахрому. Говорили, что он отрицал княжескую власть. В 16 веке он был посмертно помещен в число святых.
В 16 веке святое безумие стало действительно популярным в России. Юродивый Аркадий Вяземский был, по преданию, наделен способностью видеть змей, прячущихся в кувшинах и горшках, и неоднократно «изгонял» их и разбивал эти горшки. Янез Власатий появился в Ростове, а в Москве в 1547 году был канонизирован Максим Московский, который жил столетие назад и, по легенде, ходил совершенно голым. Хотя о его жизни почти ничего не было известно, его также почитали юродивым.
Как и Максим, самый известный московский юродивый Василий Блаженный, в честь которого назван храм на Красной площади, также провел всю свою жизнь обнаженным. В его биографии собраны все классические легенды о юродивых: он ходил голым, наводил беспорядок на рынке и разбивал посуду и, конечно же, обвинял императора в своей жестокости. Можно сказать, что юродивые пытались напомнить нам своим поведением о Христе в шапках, проповедующем и преследуемом властями.
Святое безумие и юродивых пропагандировал сам царь Иван. Известно, что он нес могилу святителя Василия Блаженного, и именно под его властью среди святых были помещены Прокопий, Иоанн Устюшский и Максим Московский. Будучи первым московским царем, он стремился показать свою истинную религиозность и даже благочестие - по греческой православной традиции юродивые были самыми искренними и простыми верующими. Для Ивана эти действия были частью его религиозной и социальной политики.
Святые или обманщики?
При сыне Ивана Грозного Федоре Иоанновиче (1557-1598), благочестивом и безмолвном царе, святое безумие в России пережило настоящий бум. Сразу после коронации Федора на могиле Василия Блаженного стали происходить чудеса, а в 1588 году он был канонизирован и похоронен на погосте Покровского собора на Рву, который с тех пор стал известен как собор Василия Блаженного. Стоит отметить, что это празднование совпало с визитом Константинопольского Патриарха Иеремии в Москву - с канонизацией юродивого, московский царь и церковные власти хотели показать свою преданность высокому гостю.
Но грешники всегда сосуществуют со святыми. К 1630-м годам церковные власти поняли, что священное безумие часто использовалось и мошенниками. Патриарх Иоасаф писал в 1636 году: «Некоторые притворяются сумасшедшими, а через мгновение считают их совершенно нормальными», а в 1646 году запретил юродивым входить в церкви, потому что «верующие не могут слышать божественное пение из-за их криков и нытья ". В этот же период «настоящими» юродивыми в глазах народа стали просто глупые и душевнобольные люди, которым безумие придавало ауру святости. Таких людей стали называть «добрыми юродивыми».
В массах сакральный бред стал популярен как раз в XVII веке, когда сформировалось большинство «народных» биографий действий этих людей. Несмотря на случаи обмана, юродивые по-прежнему приветствовались в царском доме. Греческий православный священник и писатель Павел Алеппо, сын патриарха Антиохийского Макария III, приехавший в Россию в 1654-1656 годах, беседовал с патриархом Никоном и увидел, как он уважительно относился к юродивому: «В этот день патриарх посадил себе за стол нового Салоса, который ходил обнаженным по улицам. Они очень верят в него и бесконечно поклоняются ему как святому и добродетельному человеку. Его имя - Киприан; он наливал из серебряных стаканов, из которых пил сам и до конца трапезы, благодаря чему он получил все последние капли в рот для освящения и тому подобное. Мы были удивлены ».
Отрицание и возрождение
Удивление архиепископа было неслучайным: Греческая Православная Церковь в то время уже считала обманщиками почти всех юродивых. В 1666 году Макарий III и его сын Павел снова приехали в Москву, чтобы принять участие в Великом Московском Соборе, осудившем ложное святое безумие в особом каноне. Постепенно поклонение юродивым пришло в упадок: с 1659 г. Василия Блаженного не вспоминают в мемориальном соборе Кремля, а уже в 1682 г. вспоминают только в Покровском соборе на Рву, где хранились его мощи.
Последний удар святого безумия нанес Петр Великий. Он писал: «Из-за такой ерунды ... государство ... терпит большой ущерб. Пусть каждый мудрый человек задумается, сколько тысяч таких ленивых простаков в России ... своим высокомерием они пожирают чужие старания ... Воистину, не бывает беззакония порядок народа! »С начала XVIII века таких людей можно было отправлять на пытки и в тюрьмы. Однако «блаженные» паломники и путешественники долго ходили по России, просили «во имя Христа» и эксплуатировали тоску русского народа для святого безумия.
В период постсоветской реабилитации православной веры и православной церкви возродился феномен святого безумия. В 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви была канонизирована блаженная Ксения Петербургская, жившая в XVIII веке. И это не последний случай в новейшей истории России.