Наверняка каждый из вас сталкивался с такой ситуацией – приобретали товар в магазине, кажется идеальным, но как только мы возвращаемся домой, он кажется либо не нужным, либо быстро перестаёт быть таким необходимым. Появляются мысли вернуть его в магазин.
Но тут встаёт вопрос – как правильно вернуть его? Некоторые продавцы просто отказываются от возврата, при этом не приводя существенных аргументов.
Какие правила возврата товаров существуют на данный момент?
Возврат товара регулируется законом «О защите прав потребителей». В нём прописаны абсолютно все возможные варианты, с помощью которых можно вернуть, обменять, потребовать скидку и так далее.
Главное правило – товар должен быть надлежащим. Это обозначает, что некоторые категории товаров не подлежат возврату. К ним относятся: носочно-чулочные изделия, нижнее белье, продукты питания, предметы личной гигиены, парфюмерия и косметика, медицинские товары, бытовая химия, ювелирные товары и др. С полным перечнем можно ознакомиться в Постановлении Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 (ред. от 16.05.2020).
Сохранение товарного вида также является обязательным критерием при возврате товара. Не должны быть сняты ярлыки, этикетки. Также не должно быть явных признаков использования товара. Если, например, вы поставили пятно на одежде и пытаетесь вернуть её вместе с ним – отказ в возврате со стороны продавца будет правомерным.
Сроки – 14 дней. Если вы пропустили его, то продавец может отказать в возврате.
Далее необходимо написать заявление и передать товар. Обычно срок возврата средств не превышает 3 дня.
Как вернуть товар, заказанный в интернете?
В связи с пандемией и развитием современных технологий, заказ товаров через интернет является привычным и невероятно удобным. Но как поступить, если ожидание и реальность не совпали?
Здесь на защиту прав потребителей вступает Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 16.05.2020) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом". В нём указаны основные правила, которыми должен руководствоваться продавец, а также права самого покупателя. Например, если вам пришёл товар абсолютно не похожий на тот, который вы заказывали – у вас есть 7 дней для его возврата после передачи вам товара. Также покупатель имеет право отказаться от товара в любой момент, даже до его получения.
Покупка товара наложенным платежом, так распространённая в РФ, также регулируется этим постановлением. Покупатели ошибочно думают, что ответственность лежит на почте или другой службе доставки, хотя на самом деле она возлагается на продавца.
За нарушение прав покупателя продавец несёт ответственность в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Что делать, если появилась потребность в возврате технически сложного товара?
Здесь есть своего рода особенности. Вернуть технически сложный товар, который просто не понравился по цвету, внешнему виду и т.д – не получится. Он подлежит возврату только в случае дефекта или поломки, что регулируется законом «О защите прав потребителей». Есть ещё несколько «лайфхаков», благодаря которым представляется возможным возврат технически сложного товара. К ним относятся:
-отсутствие инструкции на русском языке;
-обман со стороны продавца,то есть предоставление неверных сведений о технической составляющей товара;
-контрабандный ввоз товара (при наличии доказательств);
Помимо этого, такой товар возможно вернуть только после проведения экспертизы, которая установит наличие дефекта. Она должна проводиться продавцом в течение 45 дней. Возврат товара производится только при подаче заявления в письменном виде. Далее идёт проведение экспертизы. В случае отказа продавца проводить экспертизу, принимать заявление или возвращать деньги при установлении дефекта в установленный срок в 10 дней покупатель имеет право на подачу претензии.
Как доказать факт покупки товара?
Естественно, главным доказательством является товарный или простой кассовый чек. Но если он отсутствует другие документы также могут быть доказательством покупки. Чек безналичной оплаты, гарантийный талон, эксплуатационные документы.
При отсутствии них всё ещё есть возможность доказать факт покупки товара. Это могут быть свидетельские показания, запись с камер видеонаблюдения или собственноручно сделанная запись, выписка из банковского счёта и любые другие документы. При дистанционной покупке переписка с продавцом также является доказательством.
Необходимо также правильно писать претензию о возврате товара.
Претензия пишется в двух экземплярах, один из которых остаётся у вас на руках. Экземпляр должен быть заверен у сотрудников – обычно им выступает печать магазина либо подпись сотрудника. В претензии необходимо указать:
-полное наименование магазина и его юридический адрес, желательно персональные данные его директора – ФИО;
-указать марку товара, характеристики, описать все недостатки, брак и то, как это влияет на работу продукта;
-документы, подтверждающие покупку товара – обычно это кассовый или товарный чек, в случае их отсутствия прикрепляются иные доказательства, приведённые выше;
Как поступить, если продавец игнорирует?
Игнорирование не освобождает от ответственности. Вы всегда защищены законом «О защите прав потребителей». Вы имеете право на подачу искового заявления в суд для возврата своих средств. Как показывает судебная практика – 90% всех дел о защите прав потребителей заканчиваются в пользу покупателя. Покупатель может не только вернуть собственные средства, но ещё и неустойку, а также моральный ущерб.
Заявление в прокуратуру также возможно подать в случае неправомерных действий со стороны продавца, особенно если в них замечены мошеннические действия.
Что, если при соблюдении всех условий продавец всё ещё отказывает в возврате?
Всегда помните о том, что вы имеете полное право вернуть товар. Отказ без видимых причин, урегулированных законодательством, является нарушением со стороны продавца и нарушением ваших прав. Отстаивайте их. В случае отказа необходимо написать письменное заявление в сам магазин о вашем желании вернуть товар с указанием причины. Следующим органом, в который стоит обратиться является Роспотребнадзор. Не бойтесь также подавать иск в суд – он является третьим вариантом, способным разрешить вашу проблему.