Найти тему

Заблокировали счет?

Консультация по поводу блокировки счета в компании "Лазарев, Бавин и партнеры"
Консультация по поводу блокировки счета в компании "Лазарев, Бавин и партнеры"

Даем пошаговую инструкцию как действовать!

Несмотря на пандемию государственные органы работают в полную силу, в частности, ИФНС рассылает требования по уплате задолженностей по налогам, а банки вернулись к практике блокировки счетов своих клиентов.

В результате ко мне за консультацией стали обращаться бизнесмены, столкнувшиеся с блокировкой счетов банками, по ст. № 115-ФЗ.

Если однажды это произойдет и с вами, рассказываю что делать и куда бежать.

налоговое и корпоративное право требуют от юриста специальных знаний
налоговое и корпоративное право требуют от юриста специальных знаний

Каждому бизнесмену рекомендую, хотя бы кратко ознакомится со следующими законами, чтобы понять логику действий банка, когда он решает заблокировать ваши счета:

· ФЗ от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

· Методические рекомендации Банка России от 04.12.2015 N 35-МР, от 21.07.2017 N 18-МР, от 16.02.2018 N 5-МР.

Суть данных документов: ЦБ фактически возложил на банки помимо обслуживающей функции, еще и контрольно-регулирующую функцию.

В результате банки блокируют счета, если операции по ним вызывают следующие вопросы:

- одномоментное снятие серьезной суммы, которая поступила на р/с за одни сутки;

- для снятия наличных используется бизнес-карта;

- средства снимаются на цели, которые не соответствуют ведению бизнеса;

- действия, у которых нет экономического смысла (например, огромные зарплаты в компании с нулевой бухгалтерской отчетностью);

- вклады, открытые на срок до 30 дней, по истечении которых счета закрываются, а средства снимаются наличными;

- переводы без понятных оснований в банки, с невыгодными условиями, допустим, с низкими процентами по вкладам.

- с данного счета не делаются выплаты зарплаты, а также отсутствуют отчисления по НДФЛ и страховым взносам.

- если есть расхождения в количестве сотрудников и платежах.

- операции по счету прямо говорят о занижении реальной заработной платы;

- фонд заработной платы ниже МРОТ;

- по счету проводится плата НДФЛ, но не игнорируется оплата страховых взносов;

- на счете нет остатков денежных средств либо суммы не соответствуют объемам операций по счету;

- платежи, не «бьются» с деятельностью компании, заявленной при открытии счета. Например, фирма несколько раз (при поступлениях в 2 100 000 руб.) перечисляла большие денежные суммы (более полутора миллиона рублей) на счет флористической фирмы с назначением платежа "за оплату букетов для клиентов". Такие операции 100% вызовут подозрение при банковском финансовом мониторинге;

- со счета не проводятся платежи в контексте ведения хозяйственной деятельности (например, не оплачиваются аренда, коммунальные услуги, покупка канцелярии и др.). Допустим, в компании есть пара расчетных счетов, на один поступают доходы от оказания юридических услуг, на второй, в другом банке, приходят доходы от рекламных услуг. В то же время оплата коммунальных платежей и налогов происходит только с одного р/с.

И это далеко не все сигнальные флажки, за которые нельзя заходить бизнесменам.

Если счет все же заблокировали

Если же неприятное случилось и счет все же заблокировали, даю инструкцию, по которой необходимо действовать.

Для начала разберитесь, действительно ли произошла блокировка счета, или вас просто отключили от дистанционного обслуживания (что чаще всего и происходит). Это уловка, так банки страхуют себя от жалоб в ЦБ и суды. Мол, мы счет не блокировали, а только отключили от дистанционного обслуживания, а все платежи можно сделать в отделении банка по бумажным платежным поручениям (пример ответа банка на фото).

В этом случае, делаем платежку и несем в банк на исполнение. И вот на этом этапе банк приостановит исполнение операции и запросит перечень документов по ней.

Чаще всего в список документов входят:

· договоры с контрагентом;

· экономическая обоснованность платежа;

· счета-фактуры и многое другое.

Пример запрашиваемых документов есть на фото.

Выхода у вас нет, придется представить банку требуемые документы. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше вероятность разблокировки счета. ВАЖНО! Обязательно составляйте сопроводительное письмо, в нем указываете какие документы вы сдаете, что в них содержится, и на какие вопросы из них банк получает ответы. Чем подробнее сопроводительное письмо, тем меньше возможности у банка оставлять ваш счет заблокированным.

В сопроводительном письме также потребуйте:

· разблокировать счет;

· вернуть дистанционное обслуживание;

· провести все платежные поручения, которые были сданы на бумажном носителе.

Срок принятия решения по представленным документам составляет 10 дней, после чего банк или разблокирует счет или откажет.

В случае отказа, необходимо обратиться в межведомственную комиссию ЦБ.

пример работы с банком
пример работы с банком

Порядок обращения в ЦБ при отказе банком разблокировать счет

С 2018 г., в помощь бизнесу, ЦБ запущен механизм, позволяющий регулировать взаимоотношения между банками и их клиентами по вопросам законности или незаконности блокировки счетов (Указание Банка России от 30.03.2018 N 4760-У).

В результате клиент банка, зная причины блокировки счета, имеет право обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ РФ. Вердикт по вашему заявлению принимается в течение 20 дней. И самое главное: решение комиссии обязательно для исполнения банком.

Правила обращения в межведомственную комиссию подробно описаны в Указании Банка России (от 30.03.2018 N 4760-У).

Заявление направляется вами либо представителем (доверенность обязательна):

· на бумажном носителе по почте;

· в электронном варианте в разделе "Интернет-приемная Банка России" на официальном сайте ЦБ.

Интернет-приемная ЦБ https://cbr.ru/contacts/.

Если ЦБ занял позицию банка, то разблокировать счет поможет обращение в суд, но это уже совсем другая история.

В 80 % случаях, в моей практике, банки разблокировали счета клиентов, после предоставления необходимых документов и сопроводительного письма. В девяти случаях из 10 после обращений в межведомственную комиссию ЦБ становился на сторону клиента банка, и только в одном случае мы получили отказ и выводили деньги со счета по «схемам», которые обсудим в следующих статьях.

пример работы с банком
пример работы с банком