"Аспазия, дочь Антиоха, виновна в безбожии и сводничестве..." - из судебного обвинения.
Предшествующие события: Процесс Анаксагора. Чем отплатил народ
Аспазия, которую Перикл ввел в дом сразу же после развода, не была уроженкой Афин, и уж тем более, не гражданкой, так как женщины вообще не имели прав гражданства. Тем не менее, она была влиятельной женщиной. Настолько "влиятельной", что ее обаяния боялись, приписывали колдовству и даже удостоили "чести" быть многократно осмеянным в комедиях. Напомню, что комедии приравнивались в Афинах того времени к своеобразным "газетным листкам" на злобу дня. А комедиографы насмехались, в основном, над политиками, выдающимися людьми и общественными деятелями. Это было своеобразным "противоядием" от гордости и чрезмерных амбиций, и в демократической реальности времен Перикла считалось необходимым для "здоровья общества".
Любовь обрушивает стереотипы. С такой любовью могущественного стратега столкнулись современники. Не считаясь с неписанными правилами и обычиями, по которым жены тихо и незаметно сидели в геникеях - женских половинах дома, и даже не выходили к гостям, Перикл общался и разговаривал с Аспазией при всех и каждый раз при прощании и встрече (подумать только!), прилюдно ее целовал. И что особенно возмущало - советывался с ней по государственным вопросам и прислушивался к ее мнению.
Плутарх, писал, что "Перикл пленился ею, как умной женщиной, понимавшей толк в государственных делах". И это говорит о его мудрости, так как не могла быть лучшего советчика в тех условиях жестокой политической конкуренции, чем преданная, умная и близкая подруга. Также знак того, что он знал толк в истинной гармонии. Сократ иногда навещал ее со своими знакомыми, и ученики его приводили своих жен, "чтобы послушать ее рассуждения". У Платона в "Менексене" упоминается, что "многие в Афинах искали ее общества ради ее ораторского таланта". Если вспомним, что ораторский талант тогда, да и сейчас считается главным для политической деятельности, и Перикл сам прославился именно благодара ему, становится понятным, насколько важна была эта женщина для стратега.
И все же ее называли "блудницей" , а ее сын от Перикла считался незаконнорожденным, так как афинянен не мог вступить в законный брак с иногородней женщиной. "Влиятельная" Аспазия никак не была защищена законом Афин - только любовью Перикла. Его обвиняли в том, что в поход на остров Самос, который стал спусковым крючком пелопоннесских войн со Спартой, он отправился, чтобы защитить родной город Аспазии. Так или нет, мы не знаем, но слух был убедительный. Обвинение, выдвинутое неутомимым врагом Перикла, одноглазым комедиографом Гермиппом, звучало так: "Аспазия, дочь Аксиоха, виновна в безбожии и сводничестве, в ее доме свободнорожденные замужние женщины встречаются с Периклом".
Нелепость обвинений очевидна, тем более, что знакомых и друзей, посещавших дом государственного деятеля, было очень много. Значительная часть их приходила по протекции Аспазии и находила справедливое решение своих вопросов. Популярность ее была такова, что по Плутарху даже царь Кир свою любимую наложницу, которую раньше звали Мильто, назвал Аспазией, и она пользовалась тоже очень большим влиянием.
Обвинения Аспазии в "сводничестве" были обоюдоострым орудием и затрагивали не только замужних женщин, приходивших в ее и Перикла дом, но и их мужей. Смокование этого вопроса могло возмутить горожан по причине своей полной бездоказательности.
Обвинения же в "оскорблении богов" были еще смешнее. Да, Аспазия дружила с Анаксагором, которого недавно осудили за "безбожие". Своих дочерей называла именем муз - богинь свободных искусств. Но этого было недостаточно для осуждения ее самой. Так как женщина не могла выступать в общественном месте, защищал Аспазию сам Перикл. Ни до, ни после этого, никто не видел сдерженного стратега плачущим. Но в какой-то момент эмоциональной речи слезы выступили у него на глазах. Зрелище плачущего мужчны не было позорным в те времена, как и сейчас, например, в Индии. Проявлять свои чувства не считалось признаком отсутствия мужественности, которую приходилось так часто доказывать в бою. Однако вид потрясенного Перикла так подействовал на судей, что враги потом говорили, что Аспазию "оправдали только благодаря слезам Перикла".
Обвинения были сняты. Примерно в это же время народное собрание по предложению Перикла приняло закон против города Мегары - запретило продажу его товаров и объявило ему морскую блокаду. Стали говорить, что Перикл слабеет. Что он с трудом "защитил свою Аспазию" и теперь спасение видит только в войне. Аристофан, известнейший комедиограф того времени, соединил дело Аспазии и Мегары в комедии "Ахарняне". Ввиду ее неприличия, цитату опускаю. Война назрела.
Продолжение следует...
Дорогие читатели, спасибо что дочиталь до конца! Если понравилось - ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Покажите свое отношение в комментариях.
Популярные публикации на канале:
- "Серенада Дон Кихота" музыка Д.Кабалевского, слова С.Богомазова. Исполнители: А. Сукоркин и Л.Харитонова
Подписывайтесь на канал. В нем есть и жизнь, и философия, и даже юмор с самоиронией. Некоторые темы только намечены. Некоторые уже вызывают отклик.
Интересные истории про музыкантов - мужественных людей, силой воли преодолевающих смертельные болезни и делающих увечья путем к совершенству.
Про забавного котика, вообразившего, что может осчастливить целый мир. Получится или не получится?
Серия про живопись автора и живопись вообще
И много хорошей музыки в авторском исполнении. Мир русского романса раскроется перед вами благодаря уникальному голосу Саши Сукоркина. Сейчас как раз записываем новый репертуар. Поддержите молодой канал!! Комментируйте, высказывайте, ругайте, если надо. Не оставайтесь равнодушными)) Не стесняйтесь отзываться на видео.