Проект реставрации железнодорожного вокзала Иваново вошел в число финалистов Третьего международного архитектурно-дизайнерского конкурса «Золотой Трезини 2020». Имена лауреатов станут известны в ходе торжественной церемонии награждения, которая пройдет 1 декабря в Санкт-Петербурге. Всего к участию в конкурсе допущены 742 проекта, которые реализованы либо предложены к реализации в 59 странах мира. В числе официальных партнеров «Золотого Трезини 2020» - Главгосэкспертиза России.
По итогам первого тура конкурса, завершившегося 5 ноября, в каждой из 20 основных номинаций в финал прошли три проекта, получившие от экспертов отборочной комиссии максимальные средние баллы. В номинации «Лучший реализованный проект реставрации/реконструкции» на главный приз – позолоченную статуэтку первого зодчего Санкт-Петербурга Доменико Трезини – претендуют авторы проектов «Железнодорожный вокзал» (Россия, Иваново)», «Консервация и реставрация интерьера Церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца» (Россия, Санкт-Петербург) и «Северный речной вокзал» (Россия, Москва).
Проект реставрации вокзала в Иваново представило на конкурс московское бюро FABER GROUP, основанное в 2002 году архитекторами Аленой Франчян и Борисом Матвеевым. Опытной командой бюро спроектированы десятки объектов в различных городах мира, в том числе в Москве, Берлине, Гамбурге, Лондоне, Милане, Ницце, Париже и Майами.
Здание вокзала Иваново – крупнейшее на Северной железной дороге, проложенной от Москвы до Архангельска. Его общая площадь - 5755 кв.м, вместимость - 2500 человек. И он - единственный в России железнодорожный вокзал, построенный в стиле советского конструктивизма, характерного для середины 1920-х - начала 1930-х годов. Автор проекта – архитектор-авангардист Владимир Каверинский. В 2017 году вокзал Иваново был признан памятником архитектуры и объектом культурного наследия регионального значения.
В ходе двухлетней реставрации, завершившейся в 2020 году, фасаду и интерьерам вокзала вернули исторический облик, а его инженерно-техническую инфраструктуру и коммуникации обновили и модернизировали при минимальном вмешательстве в оригинальные конструктивные решения.
Но главная задача команды архитекторов – сохранить, насколько это возможно, исторический облик здания – осложнялась тем обстоятельством, что вокзал Иваново с момента постройки в 1933 году перенес глобальные реконструкции в 1950-х и 1980-х годах. И каждая из них, как отмечают авторы нового проекта реставрации, привнесла в конструктивные, фасадные и интерьерные решения «узнаваемые черты своей эпохи». В результате каверинское здание вокзала образца 1930-х годов к концу ХХ века стало представлять собой гибрид двух архитектурных направлений – авангардного конструктивизма и советского модернизма. Причем, уже в XXI веке в предмет охраны памятника культурного наследия были включены элементы обоих стилей.
«При разработке проекта 2020 года было принято решение сохранить гибридный характер здания и образ, имеющий огромную ценность для жителей и гостей города», - подчеркивают архитекторы из Faber Group. В итоге работы по реставрации и реконструкции вокзала Иваново состояли из отдельных блоков, учитывающих все его конструктивно-стилистические особенности и задачи по восстановлению и приспособлению к современному использованию.
Четырехэтажное кирпичное здание вокзала представляет собой сложную (разновысокую) объемно-пространственную композицию, вытянутую в виде прямоугольника вдоль железнодорожных путей. В ходе реставрации были восстановлены утраченные элементы внутреннего декора зала ожидания, отреставрированы мозаичные панно, потолочный рисунок, декоративный фриз и другие архитектурные элементы, входящие в состав предмета охраны объекта культурного наследия. Цветовое решение фасадов и интерьеров, в том числе «синего» и «красного» залов, было разработано на основе исторической фотофиксации и анализа аналогичных объектов архитектуры советского конструктивизма и модернизма.
Также максимально сохранены пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен и перекрытий. При этом работы по перепланировке помещений проводились исключительно в части некапитальных исторических стен и только с целью приспособления здания вокзала для современного использования - без изменения его прямого назначения. Например, на первом этаже оборудован современный комплекс помещений для обслуживания пассажиров, в том числе учтены все условия для комфортного перемещения людей с ограниченными физическими возможностями. Кроме того, в ходе реконструкции были восстановлены изношенные строительные конструкции и обновлены внутренние инженерные сети. При этом устройство коммуникаций в исторических интерьерах выполнялось скрыто - без ущерба для декора и элементов, входящих в состав предмета охраны объекта культурного наследия.
В настоящее время Международное жюри конкурса «Золотой Трезини» продолжает оценивать работы финалистов. С работами всех 60 номинантов можно ознакомиться на сайте конкурса. Здесь же опубликованы условия «народного голосования», которое будет проходить до 20 ноября.