Найти тему
allexxenn

«Быть или не быть…»: трагедия У. Шекспира «Гамлет»

Уильям Шекспир - безусловно величайший англоязычный драматург, творчество которого является неотъемлемой частью мировой литературы. Имя его знает каждый, а литературное наследие включает в себя множество произведений. Так, например, одной из первых трагедий Шекспира была римская трагедия «Тит Андроник», за ней последовала трагедия «Ромео и Джульетта», а после были написаны трагедии, известные каждому человеку, – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и многие другие.

Особое место в творчестве Шекспира занимает трагедия «Гамлет», или «Трагическая история о Гамлете, принце датском». Это многократно поставленное произведение осталось отпечатком в сердце каждого, кто прочёл его. Гамлет переживает множество горестей жизни: смерть отца, брак матери с дядей. И без того опечаленному герою является призрак отца, который рассказывает о своей трагической смерти от рук собственного брата, после чего следует, можно сказать, нравственный выбор... "быть или не быть?". После пережитых трагический событий и шокирующих новостей в герое просыпаются размышления. Узнав все несовершенства окружающего мира, Гамлет не бросается сразу в омут, а пытается разобраться и встать на истинный путь.

Гамлет обладает философским складом ума, что полностью и обнаруживается в его монологе «Быть или не быть». Сам по себе монолог является высшей точкой в размышлениях героя. Он задаёт себе много вопросов, найти ответ на которые не может. Но что вообще значит «быть» и «не быть» для Гамлета? Многие истолковывают это как дилемму – жить или умереть, но это скорее иной выбор. Восстать или покориться. «Быть» - значит «ополчась на море смут, сразить их…», а «не быть» - «покоряться/Пращам и стрелам яростной судьбы». И он выбирает «быть», бороться, ведь покориться означает сломаться под гнётом обстоятельств. В продолжении монолога мы видим Гамлета как мыслителя, задумавшегося о вопросе смерти. Он сравнивает смерть со сном как долгожданным концом всех мучений – «Умереть, уснуть —/И только: и сказать, что сном кончаешь/ Тоску и тысячу природных мук…». Но что ждёт в этих снах? Будут ли они хорошими? Снова вопросы без ответа. Гамлет придаётся и другим размышлениям, которые даже не имеют отношения к нему. Он перечисляет беды людей в мире – «боль презренной любви», «судей медливость», «заносчивость властей и оскорбленья». Здесь ярко проявляется то, что Гамлет осознаёт несовершенство всего мира, ведь он говорит не только о себе, но и о народе. Он думает не только о проблемах в свой судьбе, но и о судьбах других людей.

Заканчивается монолог мыслями героя о том, что такое раздумье. Он говорит, что под ним «…решимости природный цвет хиреет…». Герой признаёт, что излишние раздумья тормозят действия. Но, тем не менее, герой не уходит от своего выбора – «быть».

Монолог «Быть или не быть…» сам по себе пронизан осознанием тяжести жизни, горести бытия. Герой понимает, что жизнь полна несправедливости, а мир жесток. Он размышляет о том, что было бы легко отказаться от жизни, вонзив кинжал, но делать этого он не будет, ведь его путь – это месть. Предаваясь размышлениям, Гамлет как-бы возвышается над происходящими событиями, его мысль летает, появляется много вопросов и философских размышлений, которые, без сомнения, актуальны по сей день.