Найти в Дзене

Как сиамские принцы оказались на водопаде Иматра

Надежды питерцев,  что они по-привычке могут скатать на рождественский сезон в «финку», развеял представитель МВД этой маленькой, но гордой страны. Увы, пока мы бьем все рекорды по коронавирусу, въезд  россиян в Финляндию «заказан».

А ведь когда-то Суоми была «наша», петербуржцы мотались туда на свои дачи, а правительство устраивало экскурсии на водопад Иматру сиамским принцам.

В январе 1902 года наследный принц Вичаравуд  (будущий Рама VI ) со свитой прибыли в Россию по приглашению дома Романовых.

-2

В Санкт-Петербурге его встретил другой принц-хорошо нам знакомый Чакробон Пхитсанулок (да, тот самый муж Екатерины Десницкой).

-3

После всяких протокольных церемоний, приемов и обедов с  царствующими членами семьи Романовых, принцам была организована прогулка по своей финской окраине с посещением города Выборга .Там сиамскую делегацию  встретил уездный начальник генерал-лейтенант Рехенберг и организовал экскурсию к водопаду Иматра.

Вот как описывает это путешествие в письме королю Раме V поверенный  в делах Сиама в С.-Петербурге  най  Пхра Ситхамасасан:

«Генерал показал себя стойким мужчиной. Несмотря на 20-ти градусный мороз он стоял на перроне без шинели. Он любезно предложил принцам воспользоваться его экипажем и проводил их до гостиницы, где мною заблаговременно были заказаны номера. Утром следующего дня генерал, по-прежнему одетый по полной форме, пригласил принцев и их спутников осмотреть Выборгскую крепость. Узнав, что наши принцы хотели бы осмотреть водопад Иматра , он предложил свои услуги проводить их туда, мотивируя это, в частности, тем, что в районе водопада трудно найти людей, говорящих на французском языке. Но наследный принц, учитывая, что он уже не имеет официального статуса, и не желая причинять хлопот генералу, отказался от этого предложения и попросил у него лишь дать одного провожатого.

Вечером 16 числа принцы приехали в Иматру и остановились в гостинице «Иглберг», переночевав там, они на санях отправились к водопаду, который произвел на них огромное впечатление».

Примечательно,  что в конце послания королю  кхун  Ситхамасасан выразил легкую обиду на российских чиновников:

«Что касается сотрудников нашей миссии, то поначалу русские собирались также отметить их орденами, но потом почему-то передумали. Я не напоминал им об этом из опасения, что они смогут истолковать это так, будто я хлопотал о визите нашего наследного принца для того, чтобы заполучить ордена. Такой оборот пошел бы во вред делу. Поэтому я отмолчался и не заговаривал на эту тему».

Думаю, что не напомнив русским чиновникам о своем обещании,  поверенный  в делах Сиама в С.-Петербурге  най  Пхра Ситхамасасан «сохранил лицо»,  как и подобает гордому тайцу.