Восходящая звезда хоккея
Уже в 20 лет Александр Могильный добился неплохих результатов в спорте. Могильный был звездой клуба ЦСКА, играл на Олимпийских играх в 1988 и чемпионате мира в 1989 за сборную СССР.
Казалось бы, жизнь удалась, а впереди юного хоккеиста ждут Слава и успех, но Александр видел своё будущее в менее ярких тонах.
Несмотря на большие успехи в спорте, Могильный волочил практически нищенское существование и не видел ни каких перспектив в советском союзе ни в спортивном, ни в финансовом плане.
Конечно, хоккеист имел средства к существованию, но это был лишь прожиточный минимум и не смотря на большой успех в спорте, не имел даже собственного жилья.
За границей он видел иную жизнь , спортсмены зарабатывали хорошие деньги, имели свободу, а главное здесь была возможность развиваться и рости. Тогда покинуть страну советов было практически невозможно, но Могильного это не остановило и он твёрдо решил для себя, что сбежит в США, чего бы ему это не стоило.
Побег
Могильный оказался не только хорошим спортсменом, но и грамотным стратегом. Около года он планировал свой побег и держал связь с американским клубом «Баффало Сейбрз».
Александр ждал удобного случая и вскоре он ему подвернулся. Поехав в на чемпионат мира за сборную СССР, Могильный уже знал, что в Россию больше не вернётся.
1 мая 1989 года сразу после матча со Швецией хоккеист связался с главой скаутской службы Доном Люсом и сказал о своей готовности перейти в их клуб. Дон Люс в компании Джерри Михана (генерального менеджера клуба) незамедлительно прибыл в Стокгольм.
В тот же день Могильный получил разрешение на въезд в Америку и сжёг за собой все мосты.
Пропажу хоккеиста заметили лишь вечером 3 мая, но как не пытались найти парня, все было тщетно. Американцы мастерски прятали Могильного, меняя по несколько отелей в день, а когда посольство США дало добро на вылет, тут же вывезли хоккеиста в Нью-Йорк.
Александр знал о возможной слежке и прослушке телефонов, поэтому звонить домой было опасно. Хоть и хотелось ему связаться с близкими, но на риск он не пошёл. В любом случае, домой сборная СССР вернулась без Могильного.
Реакция на родине
В прессе эту тему мусолили не один год, а Могильного окрестили предателем и дезертиром, факт того, что хоккеист был офицером, лишь подливало масло в огонь.
Позже вопросом занялось КГБ, но особых результатов расследование не принесло. О побеге Александра не знал ни кто, близких друзей в команде у него не было, поэтому хоккеисты лишь пожимали плечами на вопросы спец служб.
На родине поступок Могильного осуждали, а коллеги не скрывали своего призрения, возможно просто завидовали. Сам Александр о решении не пожалел ни разу
Как Могильный комментировал свой побег
«Мне страшно себе представить, что было бы, если бы я этого не сделал! Нет, по советским меркам у меня все было нормально. Но мне хотелось большего. Я видел, какое здесь отношение к старшим товарищам, понимал, что со мной будет, когда дойду до этого возраста. Заканчивая карьеру, они оставались ни с чем. Меня это не устраивало. Я уезжал из Москвы нищим человеком. Ладно был бы олигарх: наворовал денег и свалил. Но у меня-то все иначе. Я был натуральный нищий».
Как сложилась судьба хоккеиста
В Америке Могильный получил статус политического беженца и хотя семья просила его вернуться на родину, Александр решение не изменил.
Вскоре хоккеист сделал первый шаг на пути к мечте и подписал контракт с «Баффало Сейбрз».
Конечно, по началу было сложно, ведь хоккеист не говорил на английском, а так же был страх, что КГБ его так просто не отпустит. Но со временем всё улеглось, а позже Могильный добился больших успехов в заветном НХЛ.
Александр стал первым хоккеистом, сбежавшим из СССР, позже вдохновившись его поступком, немало советских ребят отважились воплотить свои мечты в жизнь и последовали его примеру.