Когда 71% поверхности нашей Земли покрыто водой, без кораблей не обойтись. Сегодня мы хотим с вами поговорить о гигантах водного мира, самых крупных кораблях, когда-либо созданных человеком — и туристических лайнерах, и военных, и производственных.
В качестве критерия для определения самых больших мы взяли:
- Максимальная длина корабля (от крайних точек кормы и носа)
- Величина дедвейта. Дедвейтом называется величина, равная сумме масс переменных грузов судна, измеряемая в тоннах, то есть сумма массы полезного груза, перевозимого судном, массы топлива, масла, технической и питьевой воды, массы пассажиров с багажом, экипажа и продовольствия. Это если научно, а если по-простому, то дедвейт = масса судна + масса всех его пассажиров и экипажа + масса его груза. Не нужно путать дедвейт с водоизмещением: все же водоизмещение, если по-правильному, это объем вытесняемой судном воды. Да, он соотносится с массой судна, но все же вернее будет использовать термин именно «дедвейт».
Mozah
- На воде: с 2007 года
- Флаг: Катар
- Длина: 345 метров
- Дедвейт: 128 900 тонн.
Это первый из катарских (и не только) танкеров Q-max: они перевозят сжиженный природный газ, который добывается вблизи Катара. Производятся же Q-Max в Южной Корее, на данный момент их по всему миру «трудится» 14 штук.
Queen Mary II
- На воде: с 2002 года
- Флаг: Бермудские острова
- Длина: 345 метров
- Дедвейт: 19 189 тонн.
Долгое время Queen Mary II был крупнейшим пассажирским лайнером планеты, да и сейчас в ТОП-5 не теряет позиций. Он может перевозить до 2620 пассажиров: к их услугам более 15 ресторанов, казино, театр и даже корабельный планетарий, первый в мире. Разработали и построили Queen Mary II французы (компания Chantiers de l’Atlantique).
Allure of the Seas
- На воде: с 2008 года
- Флаг: Багамские острова
- Длина: 362 метра
- Дедвейт: 19 750 тонн.
Allure of the Seas — это круизный «брат» Oasis in the Seas: «близняшки» — крупнейшие в своем классе (Oasis) в мире, причем номинально Allure of the Seas длиннее «брата» на 50 миллиметров. 6296 пассажиров и 2384 членов экипажа — вот сколько мореплавателей он одновременно готов взять на борт и предложить им люксовые условия:
- Ледовый каток
- Магазины
- Бары
- Рестораны
- Парк с экзотическими деревьями и цветами
- И даже поле для гольфа!
Vale Sohar
- На воде: с 2012 года
- Флаг: Маршалловы острова
- Длина: 362 метра
- Дедвейт: 400 315 тонн.
Тяжелоатлетом владеет бразильская компания Vale, которая занимается горнодобычей и перевозит на Vale Sohar руду в США. Подобных кораблей в мире около 30 — и это самые крупные и мощные сухогрузы в мире, пока равных им очень мало: дедвейт их достигает 380-400 тысяч тонн.
TI Class
- На воде: с 2003 года
- Флаг: Бельгия/Маршалловы острова
- Длина: 380 метров
- Дедвейт: 441 585 тонн.
Крупнейшие сейчас корабли по валовой грузовместимости/дедвейту — это корабли именно группы TI Class. Двойной корпус и небывалая вместимость заслужили отличную репутацию, хоть всего в истории и было только 4 подобных судна:
- TI Oceania и TI Africa (флаг Маршалловых островов): сегодня не ходят, работают вблизи Катара как плавучие платформы для хранения и отгрузки нефти на одном из морских месторождений (с 2010 года).
- TI Asia TI Europe (флаг Бельгии), на плаву.
Emma Maersk
- На воде: с 2006 года
- Флаг: Дания
- Длина: 397 метров
- Дедвейт: 156 907 тонн.
Датская же компания Moller-Maersk Group всего выпустила 8 подобных судов — контейнерные корабли E-Class. Emma Maersk на воде с 2006 года, причем тогда она считалась крупнейшим судном (действующим) в мире — сейчас статус утерян, но корабль исправно трудится и перевозит грузы между Азией и Северной Европой: Гибралтар и Суэц ему знакомы очень хорошо.
Правда, Emma Maersk преследует дурная репутация: то во время строительства в цеху верфи разгорится большой пожар, то в 2013 году откажет один из двигателей и нарушит управляемость. Сейчас же в европейских странах судно критикуют за использование неэкологичного сернистого топлива, так что долго ли еще Emma Maersk будет ходить без модернизации, неясно.
Esso Atlantic
- На воде: с 1977 года (сейчас уничтожен на металлолом)
- Флаг: Либерия
- Длина: 406,5 метров
- Дедвейт: 516 891 тонна.
О действующих кораблях поговорили — теперь можно сказать и о «призраках»: суднах, которые давно списаны и разобраны. Нефтяной танкер Esso Atlantic в свое время не называли иначе как «супертанкером»: собранный в Японии в 1970-х годах, он считался крупнейшим в своем классе. Он исправно перевозил нефть, в основном между европейскими и ближневосточными странами, и служил Либерии, под чьим флагом и ходил все время. На «пенсию» он вышел к 2002 году и был разобран в Пакистане.
Pierre Guillaumat
- На воде: с 1977 года (сейчас уничтожен)
- Флаг: Франция
- Длина: 414,2 метра
- Дедвейт: 555 051 тонна.
«Семьей» супертанкера служил класс кораблей Batillus, детище французских верфей Chantiers de l’Atlantique. Правда, срок их службы оказался совсем недолгим: вместе со своими «братьями» Prairial, Bellamya и Batillus он не могу пройти ни в Панамском, ни в Суэцком канале, потому и был уже в 1983 году разобран в Южной Корее.
Seawise Giant (Knock Nevis)
- На воде: с 1979 года (сейчас разобран)
- Флаг: Сьерра-Леоне
- Длина: 458,5 метров
- Дедвейт: 564 763 тонны.
Очень долго держал первенство по длине судна: он буквально не помещался ни в Панамском, ни в Суэцком канале, да даже Ла-Манш не выдерживал его гигантского тоннажа»! Судно было затоплено в 1988 году: во время перевозки нефти в Персидском заливе его серьезно повредили ракеты ВВС, отправленные с территории Ирака. Правда, восстановить его после войны удалось: компания Norman International снова спустила его на воду в 1991 году, переназвав пооптимистичнее — Happy Giant. До 2009 года он успел поработать не только действующим кораблем, но и плавучей платформой вблизи морских месторождений, а впоследствии был разобран в Индии.
Prelude
- На воде (2013 год, но только корпус — корабль еще строится)
- Флаг: пока не присвоен
- Длина: 488 метров
- Дедвейт: 600 000 тонн.
Гигантская платформа сейчас строится Samsung Heavy Industries (Южная Корея) для компании Royal Dutch Shell и планирует стать крупнейшим плавучим сооружением, созданным человеком. Планируется, что Prelude сможет не только хранить и транспортировать природный газ, но и перерабатывать (сжижать) его прямо на своей площади, то есть работать как полноценный газоперерабатывающий завод на воде. К нему проявила интерес Австралия, так что, возможно, первые бурения будут именно в австралийских водах.