Найти тему
Олеся  Орленко

Есть ли у Дональда Трампа ещё козыри?

По мере завершения подсчёта голосов в «колеблющихся» штатах, остаётся всё меньше сомнений в победе Джо Байдена, разрыв в пользу которого всё возрастает. Это однако не мешает Трампу заявлять о своей победе и отвергать официальные результаты.

Он делает ставку на то, что выборщиков в спорных случаях должны определять местные парламенты – которые как раз контролируются республиканцами. Одновременно Трамп, чьи полномочия истекают лишь 20 января, производит перестановки силовых органах, назначая на ключевые посты преданных ему людей.

Последний бой? Подготовка к внезапному удару? Острый синдром патологического отрицания? В то время как Дональд Трамп продолжает оспаривать результаты президентских выборов 3 ноября, в прессе чаще обсуждаются отдельные аспекты стратегии действующего главы государства, чем его поражение. А оно всё реже становится объектом сомнений по мере того, как подсчёт голосов движется к своему завершению. На сегодняшний день действующий президент уступает своему сопернику 5,2 миллиона голосов, и особенно плохи его дела в последних колеблющихся штатах. Никакой пересчёт голосов не изменит картины в Пенсильвании, где он проигрывает 153 000 голосов, в Неваде, где он отстаёт на 36 000 голосов и в Джорджии (14 000). Похоже, что на заседании коллегии, намеченном на 14 декабря, Джо Байден сможет рассчитывать на поддержку со стороны 306 выборщиков. Тем не менее, Дональд Трамп невозмутимо продолжает заявлять в Твиттере о подтасовках и обещает своим избирателям скорую победу.

А пока Трамп пользуется своими президентскими полномочиями, которые сохраняются за ним до дня вступления в должность Джо Байдена, то есть до 20 января. Он отправил в отставку министра обороны Марка Эспера за то, что он не поддержал намерение президента направить в некоторые города армейские подразделения во время антирасистских выступлений, последовавших за гибелью Джорджа Флойда. Освободившееся кресло занял Кристофер Миллер, бывший директор Национального центра по борьбе с терроризмом. Кроме того, Дональд Трамп назначил верных себе людей ещё на три ответственных поста в Пентагоне. Один из них ранее называл Барака Обаму «лидером террористов». Старшим советником Агентства национальной безопасности (того самого NSA, которое применяет методики тотальной слежки, раскрытые Эдвардом Сноуденом) он назначил Майкла Эллиса, не посчитавшись с мнением главы ведомства, генерала Пола Накасоне.

Как пишет американская пресса, директор ЦРУ Джина Хаспел также оказалась в затруднительном положении. Старший сын президента, Дональд-младший, регулярно критикует её за отказ рассекретить документы, касающиеся кремлёвских информаторов, которые доказали бы, что никакого вмешательства Москвы в выборы никогда не было. К этим перестановкам в государственном аппарате добавляется нежелание действующей администрации спокойно передать полномочия команде Джо Байдена. Поэтому будущий президент до сих пор не получает от федеральных служб ежедневных отчётов по самым актуальным вопросам повестки дня.

Продолжая избирательную кампанию, республиканцы подают в суды всё новые иски, но результат всякий раз один и тот же: доказательств мошенничества нет, и ни один судья не даёт ход делу. Если некоторые случаи всё же подтвердятся, к радикальному изменению итогов это не приведёт. Чтобы претендовать на победу, Дональд Трамп должен переломить ситуацию в трёх штатах, то есть добиться признания недействительными десятков тысяч бюллетеней.

Остаётся только вариант некоего государственного переворота в рамках закона. При этом ключевой фигурой становится Кеннет Стар, бывший прокурор по делу Левински. Он утверждает, что истинным носителем народного суверенитета выступает законодательная власть каждого штата, воплощаемая, как и на федеральном уровне, Палатой представителей и Сенатом. Таким образом, члены местных парламентов в таких штатах как Пенсильвания, Джорджия, Аризона и Висконсин, где большинство составляют республиканцы, могут предложить альтернативные списки выборщиков.

Эта идея выглядит «совершенно неправдоподобной», как утверждает цитируемый агентством AFP эксперт из университета Висконсина Барри Барден, однако «вызывает обеспокоенность уже сам факт того, что некоторые об этом говорят». Между прочим, это мнение разделяют двое судей Верховного суда – Нил Горсач и Бретт Кавано. Интересно, присоединятся ли к ним трое их коллег, если соответствующий запрос поступит в высшую судебную инстанцию страны? Эта гипотеза находит всё меньше сторонников среди истеблишмента республиканцев, которые пытаются отмежеваться от поверженного президента, но не среди тех, кто опасается проблем на ближайших праймериз, если они «отступятся» от Дональда Трампа, как никогда популярного и авторитетного сегодня среди электората республиканцев.