Можно ли считать Анну Болейн-вторую жену Генриха VIII-феминисткой? Хотя слово "феминизм", возможно, не существовало в эпоху Тюдоров, концепция равенства между полами была очень спорной в то время, говорит историк Элисон Уир. Здесь она рассматривает ранние годы Анны, проведенные в Европе, и многие влияния на нее, от женщин-правителей и мыслителей до культурных дебатов. В последние годы Анна Болейн приобрела почти статус знаменитости. Вторая жена Генриха VIII стала для многих людей чем-то особенным и в то же время противоречивым.
Исследования Сары Гриствуд включали в себя "querelle des femmes" ("женский вопрос") - интеллектуальную и литературную дискуссию, ставившую под сомнение традиционные представления о женщинах и призывавшую их к равенству с мужчинами. В наши дни мы называем это феминизмом, но даже если этого слова тогда не существовало, концепция существовала. Многие ученые используют термин "ренессансный феминизм". В XVI веке все аргументы в пользу равенства полов были налицо. Эта дискуссия была оживленной в Европе, где Анна Болейн провела свои годы становления в начале века. Это был век женщин-правителей и мыслителей, и среди королевских женщин, которым она служила, у Анны были два блестящих примера: Маргарита Австрийская, регентша Нидерландов, и Маргарита Валуа, герцогиня Алансонская.
Будучи молодым – и, несомненно, впечатлительным-подростком, Анна служила при дворе Маргариты Австрийской, регентши Нидерландов, между 1513 и 1514 годами. Библиотека Маргарет включала произведения влиятельной французской поэтессы и писательницы Кристины де Пизан (1364-1430), первой в Европе профессиональной писательницы женского пола. В то время женщины считались во всех отношениях ниже мужчин. Для женщины вопрос о своей роли в этом мире, где доминируют мужчины, где женщины по закону являются младенцами, был революционным.
Кристина де Пизан прославилась тем, что осмелилась сказать, что знаменитая поэма "Роман де ля роз" клевещет на женщин, изображая их всех соблазнительницами. В 1405 году она опубликовала свою самую известную работу, книгу города дам, первая книга, написанная женщиной о женщинах, и один из самых ранних примеров феминистской литературы. Книга представляла собой атаку на стереотипное, женоненавистническое восприятие женщин мужчинами-историками того времени. Она прославляла достижения женщин на протяжении всей истории и давала советы женщинам, как противостоять мужским предрассудкам и негативному изображению своего пола. Кристина де Пизан пришла к выводу, что патриархальные отношения мешают женщинам полностью реализовать свой потенциал.
"Не все мужчины разделяют мнение, что женщинам вредно быть образованными, - писала она, - но очень верно, что многие глупые мужчины утверждали это, потому что им было неприятно, что женщины знали больше, чем они сами.- Это должно было явиться откровением в эпоху, когда большинство женщин учили, что мужчины, по естественному закону вещей, являются более умным полом. Но Кристина де Пизан не согласилась. “Точно так же, как женские тела мягче мужских, так и их понимание острее. Если бы было принято отдавать девочек в школу и учить их тем же предметам, что и мальчиков, то они учились бы так же полно и понимали бы тонкости всех искусств и наук. Что же касается тех, кто утверждает, что именно благодаря женщине, госпоже Еве, человек был изгнан из рая, то я отвечу, что человек приобрел гораздо больше через Марию, чем когда-либо потерял через Еву.”
Много ли найдется женщин, которые из-за жестокости своих мужей проводят свою утомительную жизнь в узах брака в большем страдании, чем если бы они были рабынями у сарацин? Что касается женщин высокого ранга: “жены влиятельных аристократов должны быть очень хорошо осведомлены о правительстве и мудры – на самом деле, гораздо мудрее, чем большинство других таких женщин, находящихся у власти. Знание знатной женщины должно быть настолько всеобъемлющим, чтобы она могла понять все. Кроме того, она должна обладать мужеством мужчины. Нетрудно понять, почему Маргарита Австрийская отдавала предпочтение работам Кристины де Пизан.
В 1513 году Анна Болейн должна была присутствовать в турне [в современной Бельгии], когда отцы города подарили Маргарите Австрийской набор гобеленов, сотканных со сценами из книги города дам. В доме Маргарет молодая Анна познакомилась бы с работами Кристины де Пизан, которые стимулировали распространение женской грамотности и в конечном счете привели к тому, что ранние современные женщины-писательницы и гуманисты во Франции, Италии и (позже) Англии выступали за женское образование и нападали на институт брака.
Ренессансный феминизм
Ренессансный феминизм также берет свое начало в работах, написанных в Италии, начала XV века. Эти работы вызвали дебаты о женщинах и протесты по поводу неравенства, что привело к новому пониманию положения женщин, выраженному главным образом в женской литературе. Как мужчины, так и женщины утверждали, что женский пол внес много достойного похвалы вклада в развитие цивилизации и поэтому не должен быть исключен из университетов, правительства, политики, занятости и владения собственностью.
Открытие заново литературы древнего мира вдохновило гуманистическое учение эпохи Возрождения. Интеллигенция выступала за образование женщин и защищала их от неравенства, от Италии до северных дворов Европы. Женщины-гуманисты выводили новые смыслы из древних текстов, а просвещенные мужчины - такие как сэр Томас Мор, Генрих VIII и Сэр Томас Болейн - следили за тем, чтобы их дочери были хорошо образованы и грамотны. XVI век был веком женщин-европейских правителей, женщин, которые играли важную роль в формировании политики и культуры, а также помогали распространять новые идеи. Некоторые, как Маргарита Австрийская, были интеллектуалами и гуманистами и ставили под сомнение традиционные нормы.
Сотни других женщин прикладывали перо к бумаге, благодаря распространению грамотности и изобретению книгопечатания, распространяя феминистские идеалы и внося свой вклад в querelle des femmes. Некоторые утверждали, что подчинение женщин объясняется только мужской тиранией и что мужчины озабочены только тем, чтобы сохранить свою власть. Мужчины тоже – такие как Марио Эквикола, Агриппа фон Неттесхайм и Людовико Ариосто-выступали в печати за женщин. (Дискуссии в моем романе основаны на современных цитатах, взятых из таких произведений. Это было то средство, с помощью которого развивалось раннее феминистское мышление. Это был спор,который будет продолжаться в течение 400 лет. Таков был культурный климат, в котором Анна Болейн провела годы своего становления.
Анна Болейн и французский двор
К 1515 году мы находим ее во Франции, сначала служащей Марии Тюдор, вдове Людовика XII, а затем Клоде, жене короля Франсуа I. И Уильям Кэмден, и Лорд Герберт Шербери заявили, что Анна позже стала fille d'Honneur сестры Франсуа, Маргариты Валуа, и оставалась с ней до 1522 года.
Маргарита была одной из выдающихся писательниц того времени, которую называли "первой современной женщиной" и "матерью французского Возрождения". Ее произведения, самым известным из которых был Гептамерон, вызвал новый всплеск литературной активности среди женщин. Маргарита умела читать и писать на семи языках и переписывалась со многими гуманистами, в том числе с Эразмом, которого также приветствовали при дворе Маргариты Австрийской. Выйдя замуж за человека, которого все считали болваном, Маргарита жила при французском дворе, где отличалась ученостью и покровительством искусствам.
Маргарита Валуа также внесла свой вклад в дискуссию о женщинах. Некоторые из историй в "Гептамероне" касаются неравенства между полами и отражают как феминистские, так и шовинистические взгляды. В результате Маргариту назвали образцовой феминисткой. С 1521 года она проявляла живой интерес к религиозной реформе, и в этом тоже она, возможно, повлияла на Анну Болейн.
Учитывая, что Анна служила этим двум могущественным образцам для подражания, Маргарите Австрийской и Маргарите Валуа, немыслимо, чтобы она не была под влиянием их идеалов или что она не знала querelle des femmes. Сама она не внесла никакого письменного вклада в дискуссию, но проявила уверенность и инициативу свободной женщины, которая считала себя равной любому мужчине. Нет никаких свидетельств того, что отец был причастен к ее решению выйти замуж за Генри Перси, будущего графа Нортумберленда, а затем за Генриха VIII. И она, несомненно, командовала королем во время их сватовства. Фактически она заменила своего отца на посту главы семьи.
Карьера Энн показывает женщину, которая знала, чего хочет, и была полна решимости получить это. Она смело проявила инициативу, показав Генри запрещенные книги, которые описывали Реформацию в зачаточной форме за много лет до того, как она произошла. Она активно проявляла покровительство, развивая свои отношения и продвигая дело реформ. Увидев корону, она приняла решение переспать с королем. Настаивая на добродетели своих слуг, она не допускала двойных стандартов: мужчинам запрещалось посещать публичные дома. В конце концов, конечно, ограничения брака, королевского титула и ее собственной биологии победили ее.
Но я считаю вполне законным рассматривать Анну как феминистку задолго до ее времени – или, если быть точным, до ее времени: это концепция, которую она бы поняла, и она поддерживала ее амбиции и самооценку. Не только ее французская мода и манеры, но и ренессансная культура и радикальные взгляды выделяли Анну при Английском дворе.