Найти в Дзене
ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ

Первые девушки феминистки. Истоки феминизма возникли в XVI веке. Правда ли это?

Оглавление

Можно ли считать Анну Болейн-вторую жену Генриха VIII-феминисткой? Хотя слово "феминизм", возможно, не существовало в эпоху Тюдоров, концепция равенства между полами была очень спорной в то время, говорит историк Элисон Уир. Здесь она рассматривает ранние годы Анны, проведенные в Европе, и многие влияния на нее, от женщин-правителей и мыслителей до культурных дебатов. В последние годы Анна Болейн приобрела почти статус знаменитости. Вторая жена Генриха VIII стала для многих людей чем-то особенным и в то же время противоречивым.

Картина Анны Болейн. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWhs
Картина Анны Болейн. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWhs

Исследования Сары Гриствуд включали в себя "querelle des femmes" ("женский вопрос") - интеллектуальную и литературную дискуссию, ставившую под сомнение традиционные представления о женщинах и призывавшую их к равенству с мужчинами. В наши дни мы называем это феминизмом, но даже если этого слова тогда не существовало, концепция существовала. Многие ученые используют термин "ренессансный феминизм". В XVI веке все аргументы в пользу равенства полов были налицо. Эта дискуссия была оживленной в Европе, где Анна Болейн провела свои годы становления в начале века. Это был век женщин-правителей и мыслителей, и среди королевских женщин, которым она служила, у Анны были два блестящих примера: Маргарита Австрийская, регентша Нидерландов, и Маргарита Валуа, герцогиня Алансонская.

Будучи молодым – и, несомненно, впечатлительным-подростком, Анна служила при дворе Маргариты Австрийской, регентши Нидерландов, между 1513 и 1514 годами. Библиотека Маргарет включала произведения влиятельной французской поэтессы и писательницы Кристины де Пизан (1364-1430), первой в Европе профессиональной писательницы женского пола. В то время женщины считались во всех отношениях ниже мужчин. Для женщины вопрос о своей роли в этом мире, где доминируют мужчины, где женщины по закону являются младенцами, был революционным.

Маргарита Австрийская. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWmX
Маргарита Австрийская. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWmX

Кристина де Пизан прославилась тем, что осмелилась сказать, что знаменитая поэма "Роман де ля роз" клевещет на женщин, изображая их всех соблазнительницами. В 1405 году она опубликовала свою самую известную работу, книгу города дам, первая книга, написанная женщиной о женщинах, и один из самых ранних примеров феминистской литературы. Книга представляла собой атаку на стереотипное, женоненавистническое восприятие женщин мужчинами-историками того времени. Она прославляла достижения женщин на протяжении всей истории и давала советы женщинам, как противостоять мужским предрассудкам и негативному изображению своего пола. Кристина де Пизан пришла к выводу, что патриархальные отношения мешают женщинам полностью реализовать свой потенциал.

"Не все мужчины разделяют мнение, что женщинам вредно быть образованными, - писала она, - но очень верно, что многие глупые мужчины утверждали это, потому что им было неприятно, что женщины знали больше, чем они сами.- Это должно было явиться откровением в эпоху, когда большинство женщин учили, что мужчины, по естественному закону вещей, являются более умным полом. Но Кристина де Пизан не согласилась. “Точно так же, как женские тела мягче мужских, так и их понимание острее. Если бы было принято отдавать девочек в школу и учить их тем же предметам, что и мальчиков, то они учились бы так же полно и понимали бы тонкости всех искусств и наук. Что же касается тех, кто утверждает, что именно благодаря женщине, госпоже Еве, человек был изгнан из рая, то я отвечу, что человек приобрел гораздо больше через Марию, чем когда-либо потерял через Еву.”

Кристина де Пизан. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWoV
Кристина де Пизан. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWoV

Много ли найдется женщин, которые из-за жестокости своих мужей проводят свою утомительную жизнь в узах брака в большем страдании, чем если бы они были рабынями у сарацин? Что касается женщин высокого ранга: “жены влиятельных аристократов должны быть очень хорошо осведомлены о правительстве и мудры – на самом деле, гораздо мудрее, чем большинство других таких женщин, находящихся у власти. Знание знатной женщины должно быть настолько всеобъемлющим, чтобы она могла понять все. Кроме того, она должна обладать мужеством мужчины. Нетрудно понять, почему Маргарита Австрийская отдавала предпочтение работам Кристины де Пизан.

В 1513 году Анна Болейн должна была присутствовать в турне [в современной Бельгии], когда отцы города подарили Маргарите Австрийской набор гобеленов, сотканных со сценами из книги города дам. В доме Маргарет молодая Анна познакомилась бы с работами Кристины де Пизан, которые стимулировали распространение женской грамотности и в конечном счете привели к тому, что ранние современные женщины-писательницы и гуманисты во Франции, Италии и (позже) Англии выступали за женское образование и нападали на институт брака.

Пример гобелена 16 век. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWtA
Пример гобелена 16 век. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWtA

Ренессансный феминизм

Ренессансный феминизм также берет свое начало в работах, написанных в Италии, начала XV века. Эти работы вызвали дебаты о женщинах и протесты по поводу неравенства, что привело к новому пониманию положения женщин, выраженному главным образом в женской литературе. Как мужчины, так и женщины утверждали, что женский пол внес много достойного похвалы вклада в развитие цивилизации и поэтому не должен быть исключен из университетов, правительства, политики, занятости и владения собственностью.

Открытие заново литературы древнего мира вдохновило гуманистическое учение эпохи Возрождения. Интеллигенция выступала за образование женщин и защищала их от неравенства, от Италии до северных дворов Европы. Женщины-гуманисты выводили новые смыслы из древних текстов, а просвещенные мужчины - такие как сэр Томас Мор, Генрих VIII и Сэр Томас Болейн - следили за тем, чтобы их дочери были хорошо образованы и грамотны. XVI век был веком женщин-европейских правителей, женщин, которые играли важную роль в формировании политики и культуры, а также помогали распространять новые идеи. Некоторые, как Маргарита Австрийская, были интеллектуалами и гуманистами и ставили под сомнение традиционные нормы.

 Сэр Томас Болейн. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWzr
Сэр Томас Болейн. Источник — сайт: https://clck.ru/RxWzr

Сотни других женщин прикладывали перо к бумаге, благодаря распространению грамотности и изобретению книгопечатания, распространяя феминистские идеалы и внося свой вклад в querelle des femmes. Некоторые утверждали, что подчинение женщин объясняется только мужской тиранией и что мужчины озабочены только тем, чтобы сохранить свою власть. Мужчины тоже – такие как Марио Эквикола, Агриппа фон Неттесхайм и Людовико Ариосто-выступали в печати за женщин. (Дискуссии в моем романе основаны на современных цитатах, взятых из таких произведений. Это было то средство, с помощью которого развивалось раннее феминистское мышление. Это был спор,который будет продолжаться в течение 400 лет. Таков был культурный климат, в котором Анна Болейн провела годы своего становления.

Людовик Ариосто. Источник — сайт:  https://clck.ru/RxX6B
Людовик Ариосто. Источник — сайт: https://clck.ru/RxX6B

Анна Болейн и французский двор

К 1515 году мы находим ее во Франции, сначала служащей Марии Тюдор, вдове Людовика XII, а затем Клоде, жене короля Франсуа I. И Уильям Кэмден, и Лорд Герберт Шербери заявили, что Анна позже стала fille d'Honneur сестры Франсуа, Маргариты Валуа, и оставалась с ней до 1522 года.

Маргарита была одной из выдающихся писательниц того времени, которую называли "первой современной женщиной" и "матерью французского Возрождения". Ее произведения, самым известным из которых был Гептамерон, вызвал новый всплеск литературной активности среди женщин. Маргарита умела читать и писать на семи языках и переписывалась со многими гуманистами, в том числе с Эразмом, которого также приветствовали при дворе Маргариты Австрийской. Выйдя замуж за человека, которого все считали болваном, Маргарита жила при французском дворе, где отличалась ученостью и покровительством искусствам.

Маргарита Валуа.  Источник — сайт: https://clck.ru/RxX8Z
Маргарита Валуа. Источник — сайт: https://clck.ru/RxX8Z

Маргарита Валуа также внесла свой вклад в дискуссию о женщинах. Некоторые из историй в "Гептамероне" касаются неравенства между полами и отражают как феминистские, так и шовинистические взгляды. В результате Маргариту назвали образцовой феминисткой. С 1521 года она проявляла живой интерес к религиозной реформе, и в этом тоже она, возможно, повлияла на Анну Болейн.

Учитывая, что Анна служила этим двум могущественным образцам для подражания, Маргарите Австрийской и Маргарите Валуа, немыслимо, чтобы она не была под влиянием их идеалов или что она не знала querelle des femmes. Сама она не внесла никакого письменного вклада в дискуссию, но проявила уверенность и инициативу свободной женщины, которая считала себя равной любому мужчине. Нет никаких свидетельств того, что отец был причастен к ее решению выйти замуж за Генри Перси, будущего графа Нортумберленда, а затем за Генриха VIII. И она, несомненно, командовала королем во время их сватовства. Фактически она заменила своего отца на посту главы семьи.

Анну обвинили в государственной и личной измене королю. Ей приписали множество любовников, в том числе родного брата. Приговорили к казни. Источник — сайт: https://clck.ru/RxXDG
Анну обвинили в государственной и личной измене королю. Ей приписали множество любовников, в том числе родного брата. Приговорили к казни. Источник — сайт: https://clck.ru/RxXDG

Карьера Энн показывает женщину, которая знала, чего хочет, и была полна решимости получить это. Она смело проявила инициативу, показав Генри запрещенные книги, которые описывали Реформацию в зачаточной форме за много лет до того, как она произошла. Она активно проявляла покровительство, развивая свои отношения и продвигая дело реформ. Увидев корону, она приняла решение переспать с королем. Настаивая на добродетели своих слуг, она не допускала двойных стандартов: мужчинам запрещалось посещать публичные дома. В конце концов, конечно, ограничения брака, королевского титула и ее собственной биологии победили ее.

Но я считаю вполне законным рассматривать Анну как феминистку задолго до ее времени – или, если быть точным, до ее времени: это концепция, которую она бы поняла, и она поддерживала ее амбиции и самооценку. Не только ее французская мода и манеры, но и ренессансная культура и радикальные взгляды выделяли Анну при Английском дворе.