Помните, когда-то я жаловалась на большое количество грязи и отвратительных, неприятных вещей в "Граде обреченном" Стругацких? Так вот, беру свои слова обратно. Начала читать книгу "Уцелевший" Чака Паланика и чувствую, что я просто плаваю в этом... как бы помягче сказать... в этой смеси грязи, похоти, историй про самоубийц, закоулках извращённого сознания. Изредка выплываю наружу и нахожу какие-нибудь интересные идеи.
На чаепитии с друзьями-йогами в субботу меня вполне резонно спросили: ну и зачем такое читать? Как ни странно, я не осуждаю всю эту грязь у Паланика, а разрешаю ему быть таким, какой он есть. То есть то, чего я не прощаю Стругацким, я позволяю Паланику. И даже этому рада, потому что именно это создаёт нужное впечатление от книги и доносит главные идеи.
А что самое странное, я нахожу в этом произведении художественную ценность. "Цветы для Элджернона" Киза начинались с совершенно неграмотно написанного текста, а "Уцелевший" Паланика начинается с последней страницы, с последней главы, а потом возвращается к началу. Цепляет психологизм, срез современной жизни с полностью сфабрикованными идолами и массами, находящимися во власти маркетинга и рекламы. Много символов, аллюзий, складывающихся в определённую картину опять же нашей с вами современности.
Дочитала. Впечатление особо не изменилось. Многовато чернухи и порнухи - видимо, это характерная черта современной литературы и кино. Эффект, конечно, достигнут, но какими средствами...