"..Великая мать-природа даровала миру редчайших людей, какими она в течение многих лет украшала Тоскану и в числе коих был Антонио из Корреджо, одаренный отменным и прекраснейшим талантом живописец своеобразнейший, который владел новой манерой в таком совершенстве, что благодаря природному дарованию и упражнению в своем искусстве, он в течение немногих лет сделался редкостным и удивительным художником..”
“..Был он чрезвычайно скромного нрава и занимался своим искусством с большими лишениями для самого себя и в постоянных заботах о семье, его отягчавшей. И хотя Антонио был движим природной добротой, тем не менее страдал он сверх меры, неся бремя тех страстей, которым обычно подвержены многие люди..”
“..Он был большим меланхоликом в работе, принимая на себя все ее тягости, и величайшим изыскателем всевозможных трудностей в своем деле, о чем свидетельствуют в пармском соборе великое множество фигур, исполненных фреской и тщательно выписанных на большом куполе означенного храма. Ракурсы этих фигур снизу вверх - поразительнейшее чудо..”
“..Если бы Антонио не доводил своих произведений до того совершенства, которое мы в них видим, его рисунки никогда не заслужили бы ему среди художников той славы, какой пользуются лучшие его произведения. Искусство наше так трудно и разносторонне, что очень часто одному художнику невозможно достигнуть совершенства во всем. Вот почему у многих, кто рисовал божественно, колорит отличался каким-нибудь несовершенством, другие же чудесно владели колоритом, но и половины того не достигали в технике рисунка..”
“..Все это рождается из вкуса и из опыта, которые приобретаются с детства, одним в рисунке, другим - в колорите. Но поскольку, для умения довести произведение до конечного совершенства, обучаются этому всему, а именно, одновременно и колориту, и рисунку в работе над любой вещью, постольку Корреджо заслуживает великой похвалы, достигнув пределов совершенства в тех произведениях, которые он написал маслом и фреской..”
Гонзага (1)
“..Исполнял он картины и другие живописные работы для многих владетельных особ в Ломбардии, в том числе - две картины в Мантуе (2), по заказу герцога Федериго II - вещи поистине достойные такого властителя. .”
“..На одной из них была обнаженная Леда, на другой - Венера. Колорит их тел был настолько нежен и тени телесного цвета были настолько разработаны, что краска казалась не краской, а живым телом. На одной из картин был удивительный пейзаж, и не было ломбардца, который написал бы это лучше, чем он [Корреджо]. Нет сомнения, что именно за это Антонио заслужил всякие отличия и почести при жизни и всяческой изустной и писанной славы после смерти..”
“..Я [Дж.Вазари] приложил всяческие старания к тому, чтобы иметь его [Корреджо] портрет, но раздобыть его не смог, ибо будучи человеком скромной жизни, он сам себя не изображал, да и другие никогда с него не писали. И, поистине, он себя не ценил и даже не был убежден, что он своим искусством владеет с тем совершенством, к которому стремился..”
“..Он довольствовался малым и жил как хороший христианин. Обремененный семейством, Антонио постоянно старался беречь деньги и стал чрезмерно бережливым. Рассказывают, что когда он получил в Па [Парма] шестьдесят золотых малой монетой в мешке и ему понадобилось снести этот мешок денег домой в Корреджо для своих надобностей, он сам нагрузился этими деньгами и отправился в путь пешком. Так как в то время стояла страшная жара и его напекло солнце, он, разгоряченный от солнца, выпил холодной воды, чтобы освежиться, то схватила его жесточайшая лихорадка и он слег он в постель, откуда уже не вставал до самой смерти, настигшей его в возрасте около 40 лет..”, (3).
“..Показав нам в своих картинах, с какой легкостью он преодолел трудности в изображении некоторых деталей, он научил нас как это надо делать, чем навеки обязаны ему все живописцы, по настоянию которых флорентинский дворянин мессер Фабио Сеньи составил нижеследующую эпиграмму:
🔸 "Только лишь дух испустил, земные оставив заботы наш живописец,
как Зевс голос услышал Харит (4):
"Мы умоляем тебя,
о наш Отец-Благодетель:
"Кроме него нас писать пусть не посмеет никто!".
Внял благосклонно мольбам высокий властитель Олимпа - юного мастера дух тотчас он к звездам вознес,
дабы и там создавал он прекрасные образы Граций (4) так, чтобы в девах нагих всякий богинь опознал.."
“..Он [Корреджо] был первым, кто в Ломбардии начал делать вещи в новой манере. Можно заключить, что если бы Антонио, покинув Ломбардию, оказался в Риме, то он создал бы чудеса и доставил бы немало огорчений многим, считавшимся в свое время великими..”
“..Несмотря на то, что он не видел вещей древних и хороших новых, то можно с необходимостью заключить, что, знай он их, он бесконечно улучшил бы свои произведения и, возвышаясь от хорошего к лучшему, достиг бы высочайших ступеней..”
“..Не подлежит сомнению, что никто не владел колоритом лучше, чем он, и что ни один художник не писал с большим обаянием и большей выпуклостью - так велика была нежность изображаемого им тела и грация, с какой он заканчивал свои работы..”
“..Как у людей, отличившихся в нашем искусстве, каждая его вещь вызывает восхищение, как произведение божественное..", Джорджо Вазари, "Жизнеописание Антонио из Корреджо, живописца".
Примечание
🔸 1. Гонзага (точнее Гонцага, итал. Gonzaga) - синьориальный (владетельный) род наследных правителей Мантуи с 1328 по 1708 гг. C 1433 года - маркизы (маркграфы), с 1530 — герцоги.
🔸 2. Мантуя - итал. город, область Ломбардии. Мантуанское герцогство - историческое государство Италии, находившееся под властью Священной Римской империи и управлением династии Гонзага. В 1530 г. было преобразовано из маркизата Мантуанского.
🔸 3. Возраст художника не выяснен и год его рождения указывается разными исследователями различно.
🔸 4. Хариты - в греч. мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное, вечно юное начало жизни. Дочери Зевса и океаниды Эвриномы. Хариты соотв. римск. Грации.
🔸 5. Согласно легенде, у аргосского царя Акрисия была дочь Даная, славившаяся своей неземной красотой. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от руки внука, сына Данаи. Чтобы избежать смерти, Акрисий построил глубоко под землей из бронзы и камня обширные покои, куда заключил свою дочь. Но полюбивший Данаю Зевс-громовержец проник в покои в виде золотого дождя. Акрисия стала женой Зевса, родив сына Персея. Предсказания Оракула сбылось, т.к. много позже Персей убил Акрисия.
Источники:
• Дж. Вазари, «Жизнеописание Антонио из Корреджо, живописца»,
• Мировая живопись в полотнах великих мастеров. Изд-во Эксмо, 2005 г.
• История искусств,
• Мифы народов мира, Т1, Т2. Изд-во Олимп, 1997 г.
Уважаемые читатели,
ставьте 👍, если публикация интересна, пишите комментарии и сохраните канал, чтобы видеть новые статьи.
Ещё из эпохи Возрождения:
Джоконда
Арчимбольдо