Пока секреты того как питаться святым духом и содержать семью на подаяния сочувствующих известны лишь содержателям хипстерских лавок и пр. няшно-мяшных прожектов, прибыль несомненно является обязательным условием существования любого бизнеса. Факт.
"Отсутствие прибыли - преступление перед обществом" (с) Коносуке Мацусита
Обязательным и при этом не единственным. Если копнуть чуточку по-глубже даже самого завзятого циника, который декларирует что заботиться лишь о деньгах, работает и процветает при этом уже не первый год, то и у него всплывут не совсем меркантильные мотивы. Тоже факт.
Деньги как воздух для тела - глупо было бы жить просто ради того чтобы дышать.
Оскару Шиндлеру денег жестоко не хватало, на столько, что он решился на гениальную авантюру, которая обернулась для него неудачей как бизнесмена и триумфом как человека.
Упаковать проект - передать свой замысел так, чтобы другие поняли.
Распаковка проекта - разобрать чужой замысел на составляющие, чтобы научиться на чужом опыте.
Распакуем сначала Главного героя. Потом сам Проект. В конце выводы и Бонус. Поехали!
Осторожно! Разбор содержит спойлеры!
Часть I. Главный герой фильма
Оскар Шиндлер - амбициозный предприниматель, сумевший монетизировать свой гедонизм.
Достоинства
Очень добрый человек. В каждом старается видеть только хорошее. Даже в эсесовцах, которые сторожат "его евреев" он обращается в первую очередь как к людям в конце войны. Его вера в то что в людях есть светлая сторона, позволяет с любым человеком найти общий язык.
Недостатки
Недальновидность. Потрясающие тактические достижения застилают ему глаза - умудряется проморгать крах рейха, собственный личностный кризис и банкротство.
Чем интересен
Загадка - мне все время, до того как прочитал книгу, было интересно как ему технически удалось отжать завод. Понятно что привлеченные средства помогли, но разве любой человек с деньгами мог взять себе любое реквизированное предприятие?
Суперсила - Эгоизм. Настоящий чемпион эгоизма. Его любовь к шикарным одежде, женщинам, вкусной еде и выпивке - вот чем он смог завоевать свои заказы, установить связи с нужными людьми, спасти евреев, в конце концов.
Цели главного героя фильма
Явная цель - привести домой "два кофра денег в крупных купюрах".
Не явная цель - превзойти своего отца. В минуты триумфа все время соревнуется с ним, хотя и вспоминает с уважением. Из-за обиды на отца он чуть не погиб сам.
Препятствия
1. Нет возможностей реализоваться дома. Судетский немец, несмотря на то что состоит в партии, не смог найти себе быстрый способ разбогатеть на родине.
Переезжает туда где больше возможностей - туда где больше предприятий, реквизированных у евреев.
2. Нет знакомых с кем можно посоветоваться. Вряд ли в то время была доска объявлений со списками предприятий, которые можно по быстрому реквизировать.
Устанавливает все нужные ему связи, используя свой опыт веселой жизни.
Шикарный жест с которого начинается его знакомство с эсесовцами: сидит в расслабленной позе и поднимает только руку с купюрой зажатой между пальцев, официант сразу припадает к его уху. Любимый эпизод фильма.
3. Нет денег на запуск производства и управляющего. Личные связи обеспечили его нужной информацией - что будет пользоваться спросом, где это можно производить - а нужных специалистов, которые непосредственно будут все делать, еще предстоит найти.
В местном еврейском самоуправлении находит Ицхака Штерна - Великого комбинатора. Настоящего героя, который и упаковал проект по спасению соплеменников. Для реализации задуманного ему нужен был "гой", желательно богатый и влиятельный - и Штерн очень постарался, чтобы Оскар смог по-быстрее разбогатеть!
"Инвесторов" тоже находит для Шиндлера Ицхак. Евреям запретили иметь сбережения, зажиточные некогда бизнесмены оказались в безвыходном положении. Позже, скорее всего они же, помогают реализовывать фабрике "излишки" товаров на черном рынке, помогая заработать сверхприбыли.
4. Нет заказов. Несмотря на то что объемы потребления растут благодаря боевым действиям, новым игрокам на рынке всегда сложно заявить о себе.
Шикарные продуктовые наборы из дефицитных деликатесов самых люксовых сортов творят чудеса, когда нужно получить нужную печать/подпись.
5. Нет рабочих. Поляки обходятся дорого.
Шиндлер договаривается с администрацией сначала гетто, а потом и трудового лагеря, чтобы ему поставляли дешевых рабочих.
6. Кризис. Оскара сажают в тюрьму за то что проявил свою доброту, поцеловал еврейскую девушку, которая поздравила его с днем рождения. Амон Гет получил приказ ликвидировать улики - сжечь трупы убитых евреев рядом с лагерем, а узников лагеря отправить на ликвидацию. Шиндлер накопил заветные два кофра в крупных купюрах и даже больше, но радости это ему не приносит. Какой смысл в деньгах, если он не сможет их потратить? Скорее всего, его ждет суд от союзников, а людей которые помогли ему эти деньги заработать всех убьют.
Оставшись в одиночестве, Оскар переживает экзистенциальный кризис. Выход он находит в том чтобы пересмотреть свои стремления - от "Я зарабатываю деньги, чтобы превзойти отца" до "Спасший одного, спасет целый мир". Он сам становится тем "одним", которого постепенно, шаг за шагом спасает Ицхак Штерн и Оскар действительно помогает "спасти целый мир", вбухав свое состояние в "Список Шиндлера".
Что на кону для главного героя?
Для Шиндлера не жить на широкую ногу значит умереть. Его главный страх - быть таким как все. Потерять деньги и власть равносильно потере любви окружающих. Глубокая личная травма заставляет его искать внешнего одобрения.
Часть II. Проект
Рассмотрим проект "Эмалия" в отрыве от проекта "Список Шиндлера" - автор и руководитель у него все-таки другой Герой.
1. Идея проекта
Цели проекта (оригинальность):
- явная: делать деньги для Оскара Шиндлера, для которого "благодарность не пустой звук"
- не явная: дать людям почувствовать Жизнь.
Жанр: производство и сбыт эмалированной посуды.
Внятность и острота конфликта: для воюющей армии нужны поставки.
Кому проект облегчает жизнь: людям, которые боятся за свою жизнь. Одни физически могут умереть в любой момент, другие - из-за мук совести не могут по-другому кроме как "жить на широкую ногу".
Актуальность: Вторая Мировая Война
— А это как раз то самое, что приносит успех, а не провал.
— Удача?
— Война. (с) Оскар и Эмилия Шиндлер
2. Целевая аудитория
Потребители:
- солдаты вермахта
- жители Кракова и оккупированной Польши
- евреи из гетто
Посредники:
- представители Госзаказа
- дельцы черного рынка
Группы влияния:
- чиновники нацистской администрации
3. Кастинг (с кем работает)
- рабы,
- управляющий - бывший бухгалтер предприятия, крепко знает свое дело,
- сбытовая сеть на черном рынке,
- чиновники на "благодарности",
- снабженец дефицитом для подкупа чиновников,
- эсесовская охрана.
4. Референсы (ориентиры)
По форме - "вы хотите свой собственный концлагерь"
По сути - "рай для раввинов, сирот, профессионально непригодных и просто неумех".
По стилю управления - как император, наделенный правом прощать.
5. Бюджет
Расходы:
- Стоимость рабочих от 5 марок в день + миска супа. Потом уже 4 чемодана наличности за право выкупа своих рабочих.
- Взятки.
- Закуп снарядов для маскировки своей бездеятельности как производителя снарядов.
Доходы:
- Госзаказы. Официальный источник дохода, прикрытие для настоящих доходов в начале и пассионарной деятельности в конце предприятия.
- От черного рынка. Главный источник наличности и предметов роскоши.
6. Продвижение
УТП - "Посуда высшего качества, специально разработанная для нужд армии".
Экспозиция - шикарные продуктовые наборы, от которых даже сейчас (в мирное время) слюнки текут.
Особенности сделки - знакомиться с нужными людьми и давать взятки в обмен на заказы, чтобы делать прибыль на обороте с черного рынка.
Следующий шаг - уехать домой с кучей денег, чтобы утереть нос отцу. "Вернуться домой людьми, а не убийцами"
Часть III. Выводы
1. Ресурсов всегда достаточно. У Шиндлера кроме любви к жизни не было ничего и он все равно смог это монетизировать. По сути его любимое занятие - красиво отдыхать - и стало его бизнесом. Он красиво отдыхает с нужными людьми и вуаля - получает огромные прибыли!
2. Суть капитализма в присвоении добавочной стоимости, созданной другими людьми. Рабский труд - сверхприбыли. Реквизировали заводы - кто-то получил новые мощности. Где-то убыло - значит где-то прибыло. Поэтому переломные моменты истории называют временем возможностей - происходит перераспределение ресурсов.
3. Если считаешь что без связей в твоей нише не пробиться - создавай эти связи! В фильме Оскар их укрепляет за счет взяток, а в жизни достаточно просто быть Ответственным поставщиком, чтобы попасть в чьей-то реестр. Факт. И без коррупции. 100% факт.
4. Деньги - обязательное, но не достаточное условие существования бизнеса. Поэтому у любого проекта всегда две цели - явная и не явная. Сколько и как собираешься заработать и для чего ты собираешься заработать. Неуемная жадность эффективна только на короткой дистанции - в долгосрочной перспективе экзистенциальный кризис обязательно накроет. И очень повезет, если просто обойдется каким-нибудь трипом на Гоа. Чаще люди расплачиваются здоровьем за то что давили на горло собственной песне.
5. Абсолютно разные, на первый взгляд, люди - эсесовцы, нацисты, евреи, чиновники, бизнесмены, садисты, рабы и пр. - могут объединится вокруг единой цели. Потому что концепция Главного героя проекта - универсальный и самый утилитарный маркетинговый инструмент современности. Удивительно что ты его до сих пор не используешь осознанно.
БОНУС!
Отличный разбор реального Оскара Шиндлера историком Климом Жуковым.