С 2019 года в России действует закон об обязательной маркировке. Закон распространяется не на все группы товаров, и сроки вступления в силу обязательной маркировки для товарных групп разные.
Первыми под обязательную маркировку попали табачная продукция, обувные товары, лекарственные средства. C 1 октября 2020 года маркировка стала обязательной для духов и фотоаппаратов, с 1 ноября 2020 года для шин и покрышек, а с 1 января 2021 года – станет и для товаров легкой промышленности. Производители молока, бутилированной воды, велосипедов и другие отрасли пока отрабатывают технологию в режиме «пилотирования». С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года проводится эксперимент по маркировке готовой молочной продукции, а с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 - по маркировке упакованной воды. Производитель наносит на каждую единицу своей продукции уникальный код Data Matrix, а покупатели могут по этому коду посмотреть, настоящий ли перед ним товар, кто его произвёл и как он попал в розничный магазин.
О системе маркировки существует много информации, главным ресурсом является сайт честныйзнак.рф
Она работает в таком порядке:
- Правительство РФ принимает решение о необходимости проведения пилотного проекта по маркировке в какой-то группе товаров. Обычно это решение появляется по инициативе представителей бизнеса;
- Запускается пилотный проект, внутри которого производители выбирают удобный для них формат маркировки и дополнительную информацию для каждой единицы товара, которая будет помещаться в базу данных и зашифровываться в уникальных кодах маркировки — Data Matrix (дополнительная информация может быть самой разной – например, рекомендованная розничная цена или срок годности);
- Производители внедряют у себя программное обеспечение, которое позволяет наносить Data Matrix на упаковки, а оператор системы Честный ЗНАК выдает им оборудование — регистраторы эмиссии, которые нужны для передачи цифровых кодов по защищенным каналам связи;
- Пока длится пилотный проект, оператор ЦРПТ помогает участникам отлаживать процессы маркировки и обмена информацией. И когда всё готово, участие других производителей из этой отрасли в системе Честный ЗНАК становится обязательным.
Основная задача маркировки – мониторинг движения товара с момента его появления на российском рынке по всей цепочке от юридического лица к юридическому лицу каждой единицы товара, после чего товар попадает в розничный магазин и через ККТ (контрольно-кассовую технику) он будет продан конечному потребителю. Конечный потребитель с помощью мобильного приложения «Честный ЗНАК» может просканировать код маркировки единицы товара продукции и посмотреть описание по этой единице товара. Именно этот принцип заложен в ГИС МТ (государственную систему мониторинга товаров).
7 шагов, которые помогут начинающему маркировщику в работе с ГИС МТ:
- Оформить УКЭП (усиленную квалифицированную подпись);
- Зарегистрироваться в ЛК на сайте «Честный ЗНАК» и заполнить профиль;
- Заключить договоры с оператором ЦРПТ;
- Описать товары в ЛК;
- Заказать коды и нанести их на товар;
- При продаже юридическому лицу сформировать УПД (универсальный передаточный документ). Передача прав собственности осуществляется с помощью ЭДО (электронного документооборота);
- При розничной продаже вывести товар из оборота при помощи онлайн-кассы.
Для того, чтобы магазину правильно подготовиться к маркировке, необходимо убедиться, что кассовое ПО и торговое оборудование умеют работать с кодами DataMatrix: обновить прошивку фискальных регистраторов, сканеры шрихкодов (они должны считывать не только линейные, но и двухмерные коды Data Matrix). Для склада и приёмки маркированной продукции понадобятся терминалы сбора данных со специализированным ПО, а для создания и печати этикеток мы рекомендуем использовать принтеры с термотрансферным способом печати (этикетка не так сильно подвержена выцветанию) в связке с ПО CTsoft Маркировка или DatamobileМаркировка.
Источник: https://www.ovc.ru/