Мадху Джайн в своей книге «Капуры: первая семья индийского кино» лучше всего описывает мастерство и театральный стиль Притхвираджа Капура. Во время съемок знаменитого произведения К. Асифа «Великий могол» (1960) Капур часто уединялся в своей комнате, пытаясь войти в образ. Однажды режиссер обнаружил пропажу своего Акбара и послал за Капуром.
Когда помощник вошел в комнату, Капур отослал его назад со словами: «Притхвирадж здесь, но Акбар еще не прибыл».
Как актер Притхвирадж Капур никогда не был звездой, которыми стали его сыновья Радж, Шамми и Шаши. Но именно Притхвирадж стал первым актером в великой династии.
Помимо видной внешности и неподражаемой дикции Притхвирадж Капур обладал выдающимся актерским мастерством. На сцене он был настоящим хамелеоном.
Приехав в Бомбей в 1929 году, он стал сниматься в кино и чувствовал себя как рыба в воде. К 1931 году за его плечами уже было девять немых фильмов и новомодный звуковой проект Свет мира / Alam Ara (1931).
Его отец, Башешварнатх Капур, служил полицейским в индийской императорской полиции в городе Пешавар (ныне Пакистан), а дед, Кешавмал Капур, был налоговым инспектором.
Суриндер Капур — знаменитый болливудский продюсер и отец актеров и продюсеров Анила, Бони и Санджая Капуров приходился Притхвираджу двоюродным братом.
Начав играть в колледже в возрасте 15 лет, Капур выкладывался на сцене без остатка. Кино для него было средством заработка, но по-настоящему он жил театром.
Как он однажды сказал о фильмах: «Когда я иду на съемочную площадку, я засовываю хвост между ног и прыгаю в клетку». В кинематограф Притхвирадж пришел только для того, чтобы зарабатывать и поддерживать свою театральную группу.
Основанный в 1944 году театр «Притхви» был его семейным проектом.
Вместе с сыновьями Капур путешествовал по всей стране и ставил разные пьесы. Британский актер Джеффри Кендал сказал о своем коллеге по театральному искусству: «Он любил все это — быть отцом, великим актером и кумиром для всех и каждого».
Тем не менее, самым ярким вкладом льва Капура были его сыновья. Радж Капур начал свою карьеру с должности арт-директора студии.
В одной из знаменитых пьес своего отца, «Шакунтала», молодой Радж спроектировал красивые, грандиозные декорации для дворца короля Душьянта. Именно здесь он изучил мельчайшие детали художественного дизайна, которые легли в основу его режиссерского видения.
Светская социальная структура театра Притхви также сформировала идеологию будущих фильмов Раджа Капура.
Многие пьесы, поставленные на сцене театра, были основаны на пламенных историях о разделении Индии и необходимости сопереживания. Фильмы Раджа Капура «Бродяга» (1951), «Господин 420» (1955) и «Чистильщики обуви» (1954) были явными маркерами этой традиции.
Даже Шамми Капур, который меньше всего был похож на отца, перенял от него некоторые моменты. Бунтарь по натуре, Шамми, отказался от сценической карьеры после нескольких лет работы в театре.
Но в своей безрассудной манере, с поднятым воротником и взлохмаченными волосами он часто имитировал стиль, который Притхвирадж Капур создал для него в пьесе «Артист».
Роль городского пижона, кружащего голову невинной деревенской девушке, была отдана Шамми Капуру, чья прическа, одежда и походка были созданы по строгим инструкциям его отца. Именно эти манеры отличали Шамми от его звездных братьев.
Однако в своем младшем сыне Шаши, Капур-старший нашел идеального ученика. Шаши Капур продолжил любимое дело отца и присоединился к гастрольной группе Джеффри Кендала «Shakespearewallah».
Затем он основал театр «Притхви» в Мумбаи, закрепив прочное наследие. Выбор Шаши продюсирвать, работать и играть в альтернативном кино, рассказывающем о реальных историях и людях, был отражением отцовского воспитания на сцене.
Неслучайно одним из самых гордых моментов Шаши Капура стало открытие театра Притхви в Мумбаи. Этот институт, названный в честь его отца, взрастил совершенно новое поколение театральных актеров, режиссеров и драматургов.
Для Притхвираджа Капура совершенствование начиналось дома. Каждый из его сыновей интернировался и работал со своей театральной труппой, прежде чем уйти в кино.
На экране Притхвирадж Капур был авторитетным человеком. Он играл Александра Великого в одноименном фильме режиссера Сохраба Моди и великого императора Акбара в «Великом Моголе» (1960). На самом деле, он был актером, которого интересовало так много вещей в жизни!
29 мая 1972 года Притхвираджа Капура забрал рак, ему было всего 65. Но наследие, которое он оставил после себя, просто бесценно.
Мила — специально для канала Болливуд Ретро
- Это интересно: Отец индийского кино: взгляд на жизнь и творчество Дадасахеба Фальке