Найти тему
Sagittarius

Турецкий фильм «8 дней Дильбер»: «Кто бы ни пришел из-за той горы, за него я и выйду»...

Этот турецкий фильм относится к категории непопсовых, поскольку сильно отличается от основной продукции турецкого кинематографа. Тут нет даже намека на «западность» и «европейскость». Никаких «стамбулов» и приморских курортов. Зритель погружается в натуральную жизнь юго-восточной провинции. По начальным сценам можно предположить, что показывают сельскую жизнь в Турции в первой половине 20 века. Однако позднее станет ясно, что события происходят на рубеже 20/21 веков.

Несмотря на то, что тема договорных браков на востоке не новая и не такая интересная, в этой ленте есть некий свежий взгляд на проблему. Перед нами чистой воды драма, развитие и кульминация которой охватили всего 8 дней. А концовка с наибольшей эмоциональной нагрузкой оставляет зрителя без слов для комментариев.

Дильбер — обычная сельская девушка из большой работящей семьи, по-своему благополучной для горного селения. Она любит Али, и он отвечает ей абсолютной взаимностью. Но молодым не суждено вступить в брак, поскольку отец Али, когда-то давно дал обет другу женить своего сына на его дочери. Причем обет был двусторонний и закреплен клятвой на Коране. Как говорится, патовая ситуация. Нарушить такое обещание означает лишиться уважения, чести и быть проклятым до какого-то там колена. Это все объясняет Али Дильбер на берегу живописной реки, где проходит их последняя прощальная встреча.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

От информации Дильбер буквально сносит крышу, она бунтует, и бежит к своему отцу и требует ответа с мачете в руках, угрожая «порешить всех и себя». Когда отец ей объясняет, что очень сожалеет, но помочь в данном вопросе не может, Дильбер бежит к отцу Али за пояснениями и получает ответ.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Девушка понимает, что «игра» совсем не в ее пользу и громогласно заявляет о трех вещах:

  • отныне будет жить в хлеву с животными, ибо они «человечнее» людей
  • она выйдет замуж за первого встречного, кто придет просить ее руки
  • она будет оставаться в хлеву до самого того момента, кого приедут просить ее руки.

Семья в шоке, но никакие уговоры и угрозы не меняют решения Дильбер. Так проходит пара дней.

Кадрыиз фильма
Кадрыиз фильма

Однажды в село пешком из поселка приходит молодой человек, которого зовут Мехмет. У него есть физический недостаток, из-за которого перемещается с помощью костылей. Мехмет узнал историю девушки и пришел с намерением жениться на Дильбер. В беседе с семьей, которая ошарашена происходящим, Мехмет, держа чашечку кофе дрожащими руками, рассказал о себе всю правду и теперь готов выслушать ответ Дильбер на его предложение. А Дильбер верна своему слову и дает согласие. Даже слезы матери и отца не поколебали решительности Дильбер, и она двинулась в путь вслед за своим новоявленным супругом.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Тут стоит сделать отступление и остановиться на моменте, когда Мехмет, услышав согласие Дильбер, упал в обморок. Именно с этой сцены начинается устойчивая симпатия к этому герою, у которого, не смотря на физический недостаток, оказалась очень тонкая душевная организация, огромный запас доброты и большое сердце.

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Прибытием в дом Мехмета начинается новая жизнь Дильбер. Мы увидим, как трансформируются ее злость и разочарование в жизни, сначала в чувство глубокой благодарности, затем в глубокое уважение, а потом начнет зарождаться нежность к совершенно незнакомому человеку. И тут оказывается, что вовсе не внешняя идеальность вызывает в душе тепло и привязанность к кому-либо. Терпение, внимание, забота, способность нести ответственность и, разумеется неисчерпаемая доброта Мехмета меняют Дильбер.

Кадры из фильма
Кадры из фильма
— Знаешь, ты очень хороший человек.

Но драма есть драма, и зрителю предстоит пережить с героями неожиданную развязку. Тут спойлеры никому не нужны. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать).

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Кстати Дильбер играет Несрин Джавадзаде. Это ее первая главная роль, с которой девушка справилась великолепно.

Фильм очень впечатляет своей реальностью, натурными съемками, скалистыми пейзажами юго-востока Турции, самобытностью сельской жизни, которую нам преподнесли безо всяких «ряженых», а просто, вот как есть…

Кадры из фильма
Кадры из фильма

Привлекательны диалоги в фильме — короткие, иногда односложные, но емкие и содержательные. Нет навязчивого музыкального сопровождения, из-за которого не хочется смотреть некоторые фильмы и сериалы. Пара треков этнических турецких мелодий, гармонично дополняют прекрасные сцены.

Сценарист и режиссер фильма — Джемаль Шан, снявший трилогию «Душа, разум и сердце», в которую включены два других фильма — «Восемь дней Али» и «Восемь дней Зейнеп».