Этот турецкий фильм относится к категории непопсовых, поскольку сильно отличается от основной продукции турецкого кинематографа. Тут нет даже намека на «западность» и «европейскость». Никаких «стамбулов» и приморских курортов. Зритель погружается в натуральную жизнь юго-восточной провинции. По начальным сценам можно предположить, что показывают сельскую жизнь в Турции в первой половине 20 века. Однако позднее станет ясно, что события происходят на рубеже 20/21 веков.
Несмотря на то, что тема договорных браков на востоке не новая и не такая интересная, в этой ленте есть некий свежий взгляд на проблему. Перед нами чистой воды драма, развитие и кульминация которой охватили всего 8 дней. А концовка с наибольшей эмоциональной нагрузкой оставляет зрителя без слов для комментариев.
Дильбер — обычная сельская девушка из большой работящей семьи, по-своему благополучной для горного селения. Она любит Али, и он отвечает ей абсолютной взаимностью. Но молодым не суждено вступить в брак, поскольку отец Али, когда-то давно дал обет другу женить своего сына на его дочери. Причем обет был двусторонний и закреплен клятвой на Коране. Как говорится, патовая ситуация. Нарушить такое обещание означает лишиться уважения, чести и быть проклятым до какого-то там колена. Это все объясняет Али Дильбер на берегу живописной реки, где проходит их последняя прощальная встреча.
От информации Дильбер буквально сносит крышу, она бунтует, и бежит к своему отцу и требует ответа с мачете в руках, угрожая «порешить всех и себя». Когда отец ей объясняет, что очень сожалеет, но помочь в данном вопросе не может, Дильбер бежит к отцу Али за пояснениями и получает ответ.
Девушка понимает, что «игра» совсем не в ее пользу и громогласно заявляет о трех вещах:
- отныне будет жить в хлеву с животными, ибо они «человечнее» людей
- она выйдет замуж за первого встречного, кто придет просить ее руки
- она будет оставаться в хлеву до самого того момента, кого приедут просить ее руки.
Семья в шоке, но никакие уговоры и угрозы не меняют решения Дильбер. Так проходит пара дней.
Однажды в село пешком из поселка приходит молодой человек, которого зовут Мехмет. У него есть физический недостаток, из-за которого перемещается с помощью костылей. Мехмет узнал историю девушки и пришел с намерением жениться на Дильбер. В беседе с семьей, которая ошарашена происходящим, Мехмет, держа чашечку кофе дрожащими руками, рассказал о себе всю правду и теперь готов выслушать ответ Дильбер на его предложение. А Дильбер верна своему слову и дает согласие. Даже слезы матери и отца не поколебали решительности Дильбер, и она двинулась в путь вслед за своим новоявленным супругом.
Тут стоит сделать отступление и остановиться на моменте, когда Мехмет, услышав согласие Дильбер, упал в обморок. Именно с этой сцены начинается устойчивая симпатия к этому герою, у которого, не смотря на физический недостаток, оказалась очень тонкая душевная организация, огромный запас доброты и большое сердце.
Прибытием в дом Мехмета начинается новая жизнь Дильбер. Мы увидим, как трансформируются ее злость и разочарование в жизни, сначала в чувство глубокой благодарности, затем в глубокое уважение, а потом начнет зарождаться нежность к совершенно незнакомому человеку. И тут оказывается, что вовсе не внешняя идеальность вызывает в душе тепло и привязанность к кому-либо. Терпение, внимание, забота, способность нести ответственность и, разумеется неисчерпаемая доброта Мехмета меняют Дильбер.
— Знаешь, ты очень хороший человек.
Но драма есть драма, и зрителю предстоит пережить с героями неожиданную развязку. Тут спойлеры никому не нужны. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать (прочитать).
Кстати Дильбер играет Несрин Джавадзаде. Это ее первая главная роль, с которой девушка справилась великолепно.
Фильм очень впечатляет своей реальностью, натурными съемками, скалистыми пейзажами юго-востока Турции, самобытностью сельской жизни, которую нам преподнесли безо всяких «ряженых», а просто, вот как есть…
Привлекательны диалоги в фильме — короткие, иногда односложные, но емкие и содержательные. Нет навязчивого музыкального сопровождения, из-за которого не хочется смотреть некоторые фильмы и сериалы. Пара треков этнических турецких мелодий, гармонично дополняют прекрасные сцены.
Сценарист и режиссер фильма — Джемаль Шан, снявший трилогию «Душа, разум и сердце», в которую включены два других фильма — «Восемь дней Али» и «Восемь дней Зейнеп».