Почему турки твердят о своем участии в миротворческой операции в Карабахе и пытаются представить своих наблюдателей как миротворцев? Ведь в этом конфликте они не были нейтральными, фактически участвовали в войне на стороне Азербайджана, а значит миротворцами быть не могут, да наверно и не собирались! Зачем им теперь это понадобилось?
Сейчас Турция оформляет свое военное присутствие в Азербайджане. Проект указа президента Эрдогана об отправке военных в Азербайджан представлен на утверждение в парламент. В соответствии с требованиями Конституции Турции, срок действия мандата ограничен одним годом. Указ содержит согласованные с Россией условия работы совместного российско-турецкого центра по мониторингу режима прекращения огня в Карабахе. Формирование мониторингового центра - результат договоренностей России и Турции. Турецкое информационное агентство Anadolu цитирует текст документа:
«Место размещения центра будет определено Азербайджаном. В центре будут действовать военнослужащие, а при необходимости гражданские специалисты. Работа центра будет направлена на обеспечение мира и стабильности на Южном Кавказе в свете шагов по обеспечению территориальной целостности Азербайджана, что отражено и в соответствующих резолюциях СБ ООН и ОБСЕ. Отправка военных в Азербайджан также соответствует национальным интересам Турции».
По словам пресс-секретаря президента России, отправка турецких военнослужащих в Азербайджан является внутренним делом Турции и осуществляется по процедурам, предусмотренным законами Турецкой Республики.
Юридические детали важны, поскольку от них будут зависеть фактические параметры военного присутствия. Статус миротворцев позволяет рассматривать нападение на них как нападение на страну, из которой миротворцы прибыли, и дает этой стране право реагировать на такое нападение как на военную агрессию против нее. Размещение даже незначительного по своим боевым возможностям миротворческого контингента при определенных обстоятельствах может быть преобразовано в полномасштабное военное вторжение на данную территорию, и это будет законно. В 2008 году в Грузии Россия воспользовалась таким правом. Теперь российские миротворцы размещаются в Азербайджане, с которым Россия граничит.
Турция хотела бы для себя чего-то подобного – правовых оснований для долгосрочного присутствия и для ввода дополнительных сил. Отсюда упорные попытки Эрдогана юридически привязать свой контингент в создаваемом мониторинговом центре к проводимой в Карабахе миротворческой операции и к резолюциям ООН и ОБСЕ. Для Турции очень важно, какой статус получат размещенные в Азербайджане турецкие военные, и на данном этапе этот вопрос может быть важнее численности, вооружения и места размещения.
Однако добиться желаемого международного статуса для турецкого военного присутствия в Азербайджане, похоже, не удается, приходится довольствоваться межгосударственными договоренностями Турции с Азербайджаном и Россией. Условия размещения турецкого контингента в мониторинговом центре надо согласовывать с Россией. Двустороннее соглашение с Азербайджаном о размещении где-то на его территории турецких военных, конечно, возможно, но это вызовет вопросы у сопредельных государств – России и Ирана, а значит нужен какой-то повод, объяснение для такого военного присутствия. Безопасности и территориальной целостности Азербайджана сейчас ничего не угрожает, за безопасность в Карабахе отвечают российские миротворцы. Азербайджан – суверенное государство с сильной армией. Зачем тут турецкие войска?
Компромиссное прекращение военных действий в Карабахе, формально без победителя и проигравшего, а также размещение в зоне конфликта российских миротворцев лишили Турцию повода для военного присутствия в Азербайджане. Получается, теперь Турции нужен новый повод, а в некоторых случаях - еще и согласие России. Можно, конечно, и без повода, но это уже другая ситуация.
Разумеется, надо помнить, что Турция фактически давно присутствует в Азербайджане, турецкие военнослужащие принимали участие в Карабахской операции, в том числе на уровне планирования и управления войсками. Азербайджанская армия сформирована при участии турецких военных специалистов и в какой-то степени ими контролируется. Азербайджан теперь многим обязан Турции, азербайджанский народ любит Турцию и благодарен ей. Но, соглашаясь на турецкое военное присутствие на своей территории, азербайджанцы вправе спросить, какова цель, для чего это присутствие предназначено и против кого оно направлено? Ведь таким образом Азербайджан может быть втянут в большую войну и поставлен под мощный ответный удар. Да и во внутренних делах Азербайджана иностранное военное присутствие и иностранное влияние на азербайджанскую армию могут сыграть определенную роль.
России совсем не безразлична военно-политическая обстановка в соседнем Азербайджане, от этого зависит безопасность российской границы и российских регионов. Появление на азербайджанской территории турецких войск и протурецких наемников нас не обрадует. Россия вправе заявлять о своих интересах и принимать меры к обеспечению своей безопасности, но и интересы Турции придется теперь учитывать. Предстоит и договариваться с Турцией, и уравновешивать ее влияние нашей активной политикой. Однако лучше всего для России – договариваться с независимым и мирным Азербайджаном, свободным от иностранного влияния. А о независимости Азербайджана можно будет судить по таким признакам, как масштаб турецкого военного присутствия в стране и степень турецкого контроля в азербайджанской армии.
Предыдущие статьи на эту тему:
Азербайджанская армия под турецким управлением - интересы и последствия.
"Американо-Британия" и Турция против России – геополитический треугольник на Южном Кавказе.