Это был необычный заказ.
Мне позвонили из таксопарка и сказали что нужно восстановить ключи на Skoda Rapid 2015 года, так как все ключи от данного автомобиля были утеряны. Чтоб было понимание на этой машине уже используется платформа MQB.
Я тогда понимал что это технически не возможно и не было зафиксировано ни одного случая в Мире (не побоюсь этого слова), когда кто то кроме дилера мог это сделать. Разумеется я все это объяснил клиенту, но так как очень чесались руки почитать машину и попробовать все технические возможности, было предложено для эксперимента оставить эту машину нам на растерзание (в разумных пределах!). Клиент согласился. Был дан срок - 2 недели.
Забегая вперед, скажу, мы не уложились в срок. На столько не уложились, что клиент даже заказал оригинальный ключ на дилере...
Итак, что же было нами сделано?
1) Мы собрали схему, как бы поточнее объяснить.. мы собрали машину на столе! то есть не саму машину, а ее электронную основу, без двигателя колес и железа. Это было необходимо чтоб оперативно проверять результаты наших тестов и экспериментов. Не подходя к автомобилю можно было понять записался ключ или нет, заведется машина или нет.
2) Мы вычитали машину вдоль и поперек, собрали данные со всех блоков и прослушали все передачи данных в автомобиле. Тут надо пояснить.
а) Мы - команда Key78ru, совместно с другими инженерами, с которыми мы плотно дружим, в том числе и для совместного саморазвития.
б) Вычитали машину - процесс получения информации из оперативной и постоянной памяти блоков управления
в) Прослушали все передачи - отсканировали команды общений между блоками, для понимания как же это все работает. И, честно говоря, лично я - мало что понял :)
Далее были бессонные ночи, счет испорченных ключей увеличивался с каждым днем, покупались на разборке панели приборов для того чтоб неудачные эксперименты не убили родную панель приборов, снятую с машины. Клиент начал опускать руки и понимать, что эксперимент провален. Как я уже упомянул - в скором времени был заказан ключ на дилере. С этой минуты пошел обратный отсчет. Ключ на дилере заказывается из Германии и идет в среднем 3 недели. Это была точка невозврата, если я за 3 недели ничего не сделаю, это будет означать что я проиграл. И я уверенно проигрывал.
Приходилось идти Ва-Банк, покупались новые опции на оборудовании, тестировалось все снова и снова и вот в один прекрасный момент одно из оборудований, а именно великий и могучий ABRITES дал сбой! Я умудрился ввести его в такую кому, что он перестал шифровать ключ и писал туда информацию в явном виде, я тогда не сразу это понял, было часа 3 ночи и мне потребовалось еще час раздумий чтоб понять что я на пути к разгадке. Я тогда сделал порядка 20 разных записей в ключ для анализа данных и отправил эти данные своему коллеге инженеру, без которого это было бы все пустой тратой времени. Дальше оставалось просто ждать, так как у меня самого не хватало ума "раскурить" все что удалось получить в ходе экспериментов. Какого же было мое удивление когда через сутки этот человек-мозг сказал что алгоритм шифрования найден!
Это была победа! С тех пор нам стало понятно как и на каком языке общаются между собой блоки и что требуется для запуска автомобиля, в случае если утрачен последний ключ, ведь именно в ключе и хранится информация с помощью которой блоки могут общаться между собой!
Справедливости ради нужно сказать что через неделю я самостоятельно раскусил алгоритм шифрования и до сих пор пользуюсь им и помогаю заводить такие машины по всей России. На момент написания статьи появились платные опции у производителей оборудования для программирования этих ключей при условии AKL (all key lost - утеряны все ключи), но реально как это работает знают лишь единицы людей во всем Мире.
Моя мама может гордится мной, жаль она в этом ничего не понимает :)