Найти в Дзене

Левченко останется жив

Стоп-кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» .
Стоп-кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» .

Я не знаю, что это: склероз, наивность, стремление обмануть себя и действительность… Каждый раз, когда смотрю фильм «Место встречи изменить нельзя», в конце, когда Левченко падает от выстрела, я вздрагиваю от неожиданности. Каждый раз мне кажется: а вдруг? Вдруг он успеет, убежит, спасётся. Вдруг рука Жеглова дрогнет. Вдруг Шарапов будет услышан. Вдруг всё так совпадёт, чтобы этот персонаж не погиб.

Вот это сила искусства, вот это мощная режиссура, вот это по-настоящему проникновенная картина! Как будто я до этого не смотрела это кино десятки раз, как будто не проживала раньше эту сцену… Видела, досконально знаю весь ход событий, а некоторые сцены так наизусть могу пересказать. Но ничего не могу с собой поделать, всякий раз я почему-то наивно ожидаю другого финала. Беги, Левченко, успей!

Да, мне хочется, чтобы этот бандит спасся. Он – преступник, злодей. Как и все его «коллеги», грабил и убивал. И то, что он не выдал Шарапова, перечёркивает ли все его злодеяния, несчастья, на которые своими бандитскими выходками обрёк людей? Думаю, нет. Но всё-таки он спас Шарапова. И вот в этот момент, когда у него есть маленький, совсем крохотуличный шанс сбежать, он должен спастись!

Мне противоречат: то, что случилось - это лучший исход для Левченко. Я принимаю такой довод. И я действительно не могу придумать более правильного продолжения истории Левченко. Потому что, ну вот, допустим, не выстрелил в него Жеглов, и что? Всё равно – на нары и к стенке. А если бы сбежал, то путь только один – в подполье. И никакой жизни. Да ещё Шарапова бы подставил таким манёвром. Естественно, никто бы не стал заниматься восстановлением справедливости, как мечтал идеалист-Шарапов.

Да, знаю, что путно у Левченко уже не получится. Но хочу дать шанс ему и всей этой истории, хочу, чтобы он спасся. Наверное, это и есть сила искусства: я всякий раз не верю, что он упадёт на этот злосчастный снег.

Точно так же каждый раз, когда нападаю на «Семнадцать мгновений весны», я надеюсь на благоразумие, внимательность, осмотрительность Плейшнера. Я верю в него. Ну, заметь ты этот цветок на окне! Пойми, что явка провалена! Я так сосредоточено смотрю эту сцену, как будто не знаю наверняка, что профессор допустит прокол. А потом до самого конца горюю, ну как так получилось… Ну, ладно, может быть, в другой раз, может, во время следующего показа сериала, в следующей реинкарнации Плейшнера он сообразит, что к чему.

Похожие мысли посещают меня, когда показывают «А зори здесь тихие». Без слез смотреть не могу. И таю надежду на то, что вот в этот раз финал будет не столь трагичным. Погибнут девчата. Почти все. Но, наверное, одна, ну хотя бы одна выживет. Я почти уверена в этом. Вот только не знаю, кому из них повезёт. Я не могу размышлять о том, кто из них достоин остаться в живых, дождаться мирной жизни и, забыв все эти ужасы, стать, наконец, счастливой. Достойны все. Но к кому же судьба будет более благосклонной? К отважной красавице Жене или к дикарке Лизе? А может, зенитчица Рита выживет ради сына? Но почему-то и в этом фильме, смотренном много раз, чуда никогда не случается. Всегда одно и то же: в живых остаётся только Васков.

Вот только я не понимаю, почему я, прекрасно зная сюжеты этих фильмов, из раза в раз на что-то надеюсь? Объяснение у меня одно: если необыкновенный литературный материал, напряжённый, трогательный сюжет соединяется с мастерской работой режиссёра и актёров, умеющих не просто рассказать историю, а передать нутро действующих героев, то получаются вот такие великие творения. Сколько бы раз ни смотрела кино, а каждый раз заново прилипаешь к экрану и ждёшь: а что дальше? Мало ли что видела в прошлый раз… А вот сейчас, вот в этой истории как будет?

Левченко, беги! У тебя есть шанс. Пока выстрел не прозвучал, я не верю, что ты не спасёшься.

Стоп-кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» .
Стоп-кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» .