На днях на нашем сайте было опубликовано интервью с популярным исполнителем кавказского шансона, бакинским армянином Маратом Мелик-Пашаяном, вызвавшее бурную дискуссию в социальных сетях. В интервью, напомним, были приведены ссылки на клип «Баку – город детства». Многих душевные слова о Баку растрогали, и мы решили уточнить, кто автор стихов к этой песне. Оказалось, что текст написан другим не менее известным в армянской диаспоре бакинцем – проживающим в Волгограде поэтом Шагеном Асиряном. Он тоже активный участник групп в социальных сетях, посвященных столице Азербайджана. Как признается сам Шаген, «бакинец бывшим быть не может, печать «бакинец» на сердце на всю жизнь».
Нам удалось разыскать поэта, и он отважно согласился ответить на наши вопросы. Отважно потому, что певцу Мелик-Пашаяну устроили обструкцию в армянском сегменте соцсетей за интервью.
- Шаген, расскажите о бакинском периоде вашей жизни.
- Родился я прекрасным июньским днем в 1972 году. Детство и юность (до отъезда из Баку) провел в «Арменикенде», на 6-й Нагорной, сейчас это улица Аббаса Саххата. Детство было прекрасным. Жили в общем дворе, где соседями были люди разных национальностей. Все как одна семья, как говорится, и в горе, и в радости всегда были вместе. Учился я в 258-й школе, что на Инглабе. Обучался и в музыкальной школе, правда, не окончил её. До отъезда успел получить профессию мужского парикмахера.
- Как вы и ваша семья восприняли события в Карабахе?
- Конечно, о событиях в Карабахе мы узнали с большой тревогой. До последнего не верилось, что оставим свою родину. Я и моя семья вообще против всяких войн на земле. Над нами один Бог, и земля у нас у всех одна - думаю, никто ничего делить между собой не должен, потому что все мы гости на этой земле.
- Повлиял ли отъезд из Баку на ваше отношение к родному городу, бакинцам, особенно к азербайджанцам?
- Несмотря на тяжелые обстоятельства, я по-прежнему люблю свою родину, скучаю по родным местам. К бакинцам отношусь как бакинец. Меня с детства учили, что нет плохой нации, а есть плохие и хорошие люди. Слава Богу, я получил такое – бакинское - воспитание и по-прежнему вижу в людях только хорошее. У меня на страницах в соцсетях очень много друзей, ныне проживающих в Баку, в том числе и одноклассников. Общаемся, вспоминаем то замечательное время. Недавно даже приезжал погостить друг из Баку. Так что, отношение к родному городу и бакинцам только хорошее.
- Для какой аудитории вы пишете свои песни о Баку?
- На самом деле, песня о Баку у меня всего одна. Но я излил в ней все, что было на душе. Думаю, эти слова - стук сердца каждого бакинца, который вдали от родины. Вначале появились просто стихи, потом Марат Мелик-Пашаян любезно согласился написать музыку и сам спеть песню. Так появилась песня «Баку - город детства». Кстати, это первая песня, которую я написал. Потом появились и другие, к которым я уже сам стал сочинять мелодию. В наше время много людей разных национальностей не по своей воле, а в силу сложившихся обстоятельств покинули свою родину. Думаю, эта тема актуальна не только для бакинцев, в песне «Баку - город детства» многие могут найти слова, близкие сердцу.
- Как вам удается найти исполнителей для ваших произведений? Каков критерий отбора?
- Сам очень люблю слушать музыку, причем именно певцов, работающих в бакинском стиле. Но выбираю исполнителей для песен так, чтобы потом самому с удовольствием слушать их. Стиль исполнения Марата мне очень нравится, он спел уже 4 мои песни. Еще Эдуарда Асриянца с удовольствием слушаю - он спел мою песню «Спаси и сохрани». Думаю, еще со многими исполнителями поработаем вместе, потому что идей и задумок у меня много.
- Что изменилось в вашем творчестве после того, как вы покинули Баку? Есть ли стихи, в которых что-то о карабахских событиях?
- В Баку я песен не писал, поэтическим творчеством начал заниматься спустя много лет после отъезда из Баку.
- На вашей персональной страничке в соцсети «Одноклассники» я увидел фотографии, где вы отдыхаете с семьей в парке дружбы «Волгоград – Баку».
- В Волгограде не так давно появился парк дружбы «Волгоград –Баку» – с мини-моделью Девичьей башни, фонтанами, с беседками в бакинском стиле. Что-то напоминает о моей юности, но только издали, если честно. Пока не пройдешься по земле, по которой ты сделал первые свои шаги, пока не вдохнешь тот морской воздух, мало что может напомнить о Баку.
- Не думаете ли вы, что бакинские армяне стали жертвой идеологов движения «Миацум», которые буквально подставили тех, кто ни при каких других обстоятельствах не покинул бы город своего детства и юности? И все-таки, бакинские армяне больше потеряли или приобрели?
- Человек, потерявший свою родину, думаю, может только потерять. Там ведь были первые друзья, у кого-то первая любовь, дружные и приветливые соседи. Жаль, что это все не вернуть. Но я счастлив. Счастлив, что родился в этом городе, и для меня честь называть себя бакинцем. Повторюсь: бывших бакинцев не бывает. Бакинец - это диагноз, и я счастлив, что это неизлечимо.
Хочу также особо подчеркнуть, что политики я всю жизнь сторонился. Но уверен, что виновников того, что тысячи людей остались обездоленными и начали жизнь с нуля, Бог призовет к ответу. А азербайджанцам и армянам я хочу пожелать мирного неба над головой.