Найти тему
GQ – мужской журнал

Фильм «Еще по одной» – страшно увлекательная ода алкоголизму с Мадсом Миккельсеном

Небрежная работа оператора, сумбурный сюжет, мрачноватый юмор и фирменный датский пессимизм.

Школьный учитель истории Мартин (Мадс Миккельсен) давно потерял вкус к жизни. «Ты уже не тот человек, за которого я вышла замуж», – говорит ему жена. На дне рождения коллеги у Мартина сдают нервы, со слезами на глазах он признается друзьям, что все обернулось совсем не так, как хотелось когда-то. Но, как оказалось, каждый за столом переживает похожие чувства. Тогда четверо преподавателей решают провести эксперимент. Согласно теории одного датского психолога, чтобы вернуть себе спокойствие и уверенность в себе, достаточно ежедневно выпивать определенную дозу алкоголя. Учителя решают проверить, правда ли это. Выпив пару рюмок перед уроком, Мартин вдруг ощутил в себе прилив жизни. Вскоре он решает повысить ежедневную дозу, как он думает, только ради опыта, и вместе с друзьями погружается в алкогольный трип, из которого выбраться уже будет не просто.

-2

«Еще по одной» поставил датский режиссер Томас Винтерберг, некогда соратник Ларса фон Триера по «Догме 95». В этой печальной оде алкоголизму автор своеобразно возвращается к прежнему стилю – небрежная работа оператора, сумбурный сюжет, мрачноватый юмор и фирменный датский пессимизм. Конечно, понятно с первых минут, что последует за «еще по одной» – депрессия и кризис сменятся еще большим упадком и тоской. Но, как ни странно, наблюдать за этим медленным и упоительным разложением – страшно увлекательно.

-3

Фильм представляет главного героя Мартина как невероятно скучного человека. Он старается быть правильным и верным семьянином, ученикам в школе все рассказывает сухо и конкретно. Вот только почему-то жена больше не ночует дома, дети смотрят на него как на инопланетянина, а школьники и вовсе мечтают заменить учителя истории. Впервые за много лет напившись с друзьями, Мартин вдруг чувствует себя снова молодым, снова способным на свершения. Уроки внезапно становятся увлекательными, возвращаются и былые чувства к жене. Те же успехи и у трех других учителей, которые решили погрузиться в этот алкогольный эксперимент. Давно они не были так счастливы, так уверены в себе, огонь вновь горит в их глазах. Но, конечно, это только иллюзия.

-4

Режиссер Винтерберг не снимал драму о вреде алкоголя, это было бы слишком просто. Бутылка водки – лишь средство приблизиться к причинам отчаяния главных героев. А для самих преподавателей алкоголь – вроде бы надежный проводник в годы их молодости, когда все было по плечу. Персонажи засматриваются на портреты великих алкоголиков – Хемингуэя, Черчилля, Рузвельта. Может быть, и у них еще есть шанс сделать что-то значимое, доказать самим себе, что они чего-то стоят. «Еще по одной» – одно из самых пронзительных и печальных выражений кризиса среднего возраста. Фильм снят в серых и холодных тонах, а оператор будто бы сам одурманен вином, шатается вслед за еле стоящими на ногах героями.

-5

Центральной фигурой фильма выступает Мадс Миккельсен в одной из лучших своих ролей. Актер невероятно точно передает состояние легкого опьянения, с этой его проскальзывающей улыбкой и стеклянными глазами. В патетически грустном финале Миккельсен исполняет завораживающий танец на площади вместе с выпускниками школы – пьяный балет отчаяния, от которого мурашки бегут по коже. Команда учителей-алкоголиков прекрасно сыгралась на экране, во время школьных собраний они заговорщически перемигиваются, выгораживают друг друга, когда уборщик находит тайник с коньяком, а семейные проблемы решают безоговорочно – ящиком виски и громкой музыкой. Как бы ни была тосклива их история, у этих хмурых пьяниц есть огромное очарование, которому нельзя не сочувствовать, тем более проживая в России.

-6

Винтерберг снял страшно актуальное во все времена кино, но в особенности жуткое сегодня, в период локдауна. Режиссер докапывается до первопричин обращения человека к алкоголю – внутренняя тоска и невыраженность и иллюзия того, что только в определенном состоянии можно наконец взлететь к самым звездам. Падение будет трагичным, но Винтерберг любит своих героев всем сердцем и смягчает им полет вниз, дарит им прощальную улыбку и невозвратное чувство молодости, по которому они так тосковали.