Найти тему

"Тайна" происхождения славян. Часть 1-я.

Славянский посёлок.
Славянский посёлок.

Происхождение славянского этноса (я имею ввиду всеевропейскую славянскую общность до разделения на разделения на разные славянские народы) - проблема очень сложная, существует несколько гипотез, лучше сказать, теорий появления славян на исторической арене. Одна из теорий, на мой взгляд, самая обоснованная, разработана крупнейшим в наше время исследователем славянства, академиком Российской Академии наук Валентином Васильевичем Седовым.

Академик РАН В.В. Седов. 1924-2004.
Академик РАН В.В. Седов. 1924-2004.

Теория В.В. Седова разработана на основе данных археологии, лингвистики, антропологии и этнографии, учитывает ранние письменные известия о славянах, опираясь на многочисленные исследования отечественных и зарубежных специалистов. Современные исследования в целом подтверждают её, уточняя лишь конкретные детали. Я попробую кратко и доступно изложить читателю эту теорию.

В срединной части Европы существовало на протяжении 7-8 столетий весьма однородное культурно-историческое образование индоевропейцев. В 1500-1200 годах до н.э. оно было представлено культурой курганных могил, занимавшей территорию от бассейна верхнего и среднего течения Рейна на западе до Тисы на востоке. Племена, составлявшие эту общность, занимались скотоводчеством и земледелием, бронзовой металлургией, добывали медные и оловянные руды. Своих умерших носители этой культуры погребали под курганами, которые окружались венцом из камней. В самих курганах сооружали каменные или деревянные "домики мёртвых".

Раскопанный курган культуры курганных погребений под Марбургом, Германия.
Раскопанный курган культуры курганных погребений под Марбургом, Германия.

Ко второй половине XIII века до н.э. обычай погребать под курганами в этой общности сменяется новой обрядностью - умерших сжигали, прах помещали в урну, а урну помещали в неглубокую ямку на могильниках. Это новое образование, выросшее из культуры курганных могил, среди исследователей получило название культуры полей погребальных урн. Она просуществовала до VII века до н.э.

Жёлтым цветом обозначена область распространения культуры полей погребальных урн. 1300-750 года до н.э.
Жёлтым цветом обозначена область распространения культуры полей погребальных урн. 1300-750 года до н.э.

Чем занимались носители этой весьма однородной (то есть домостроительство, обряд погребения, типы вещей были одинаковы на огромном пространстве) в археологическом отношении культуры?

Погребальная урна и посуда для жертвоприношений культуры полей погребений. Фото из открытых источников.
Погребальная урна и посуда для жертвоприношений культуры полей погребений. Фото из открытых источников.

Главным теперь становится земледелие, пашни обрабатываются плугом, вместо волов постепенно всё чаще используют лошадей. выращивали полбу, ячмень, овёс и рожь, полевой горох и чечевицу, лён, мак и репс.

Большинство орудий труда, оружия изготавливалось из бронзы - топоры, серпы, ножи, шилья, наконечники стрел и копий, мечи.

Бронзовый наконечник копья. Археологический памятник культуры полей погребений Майнлеус-2.
Бронзовый наконечник копья. Археологический памятник культуры полей погребений Майнлеус-2.
Украшения и тесло? из погребения у Кассендорф-Флур.
Украшения и тесло? из погребения у Кассендорф-Флур.

Из бронзы отливают различные украшения, входят в моду фибулы-застёжки для плащей. Меди и олова требовалось много, возникали цеоые посёлки рудокопов, металлургов, кузнецов-медников.

Интересно, что поселения этой огромной культурной общности были в основном неукреплёнными, были среди них небольшие, но были и огромные, до 50 гектар. У некоторых поселений были устроены рвы, валы, стены из дерева и камней.

Одно из самых известных городищ культуры полей погребений - Бискупинское городище (Северо-западная Польша). VII век до н.э. Реконструкция.
Одно из самых известных городищ культуры полей погребений - Бискупинское городище (Северо-западная Польша). VII век до н.э. Реконструкция.

Жили люди этой культуры в деревянных домах столбовой конструкции. Стены обмазывали изнутри глиной, и расписывали их белой и красной краской. Для хранения съестных припасов в ямы ставили огромные глиняные сосуды, куда складывали зерно, и прочие продукты.

Вот эту-то культуру археологи, лингвисты, антропологи связывают с древнеевропейской языковой общностью. Носителями этого общедревнеевропейского языка (в его составе возникали, конечно, различные диалекты, но общность языка сохранялась) и были, повторю, люди. оставившие культуру полей погребальных урн, развившуюся на огромной территории Центральной Европы. Здесь в составе этой культуры формировались предки будущих основных европейских народов - славян, германцев, кельтов, италиков.

Продолжение следует ...