Что с началом строительства лодок (ссылка на статью), у людей быстро возникла необходимость заплывать дальше от берега, например, для рыбалки и открытия новых земель. Вероятно, уже тогда люди смекнули о возможности использовать силу ветра и для этого начали использовать натянутые шкуры животных. В начале приходилось ловить потоки ветра и управлять ими вручную, но позднее стали крепить с помощью мачты и реи.
С появлением ткачества (статья про ткачество) появилась возможность шить паруса и на древних египетских изображениях (статья про письменность) можно было видеть полноценные корабли с укрепленными мачтами и парусами. Это означает, что парусные суда появились ещё за тысячи лет до нашей эры.
Скорее всего первые парусные корабли появились именно в Египте, так как Нил был рекой с активно развивающимся судоходством. Когда Нил выходил из берегов, он затапливал чуть ли не всю страну. Поселения становились обособленными островками и оказывались отрезанными от остального мира. Развитие судоходства в этот период (наводнения происходили ежегодно с июля по ноябрь) стало просто крайней необходимостью для местного населения. Корабли и лодки оказывали влияние на страну даже большее, чем повозки.
В древности, как и сейчас, в Египте не было достаточно лесных ресурсов и для постройки кораблей применяли папирус. Лодки из папируса были серповидной формы с изогнутыми к верху кормой и носом. Пучки папируса связывались друг с другом и для придания прочности конструкции вокруг верхней части всего корпуса происходила стяжка с помощью специальных тросов.
При развитии торговли в Египет стал поступать кедр и это придало скачек их судостроительству.
Из-за особенностей конструкции, первые суда могли ходить только по ветру. На палубе стояли двуногие мачты, плотно соединенные в верхней части (фото) и это не позволяло маневрировать.
В вертикальном положении их удерживали шраги (тросы) тянущиеся от кормы и носа, а с боков к бортам крепились специальные «ноги». Подобная конструкция усложняла возможность быстро реагировать на смену ветра. На смену двуногой мачте пришла одноногая и впервые дала возможность ловить ветер.
Совершенствовался и гребной механизм. Из-за трудностей управления веслом требовалась огромная сила для развития скорости, и решение нашлось в установке уключин. (фото) Механизмов позволяющих быстро маневрировать, стабилизировать весло и развить большую силу гребка.
Следующее фундаментальное усовершенствование принадлежит вновь финикийцам. Они уже смогли внести свой вклад открыв алфавит (статья про письменность), а теперь, видимо наблюдая за скелетами, придумали ставить в корпус кораблей ребра жесткости и киль.
Эти новшества позволили перейти от лодок к созданию крепких и грузоподъемных кораблей. Произошел бурный расцвет финикийских городов, портов, торговых путей, ведь появилась возможность обмениваться и доставлять огромное количество товаров в каждом судне. Торговые пути начали связывать финикийцев с Африкой, Индией, Британией, развивалось полноценное мореплавание. Их открытие легло в основу развития всей индустрии судостроительства и применяется людьми до сих пор.
Укрепив корабли, финикийцы начали строить их не только торговыми, но и военными. На тот момент не было подходящего корабельного вооружения, и они использовались в качестве таранов. Для такого от судна требовалась большая скорость, которая зависела от количества гребцов. В начале гребцов добавляли путём удлинения корабля, но исчерпав весь потенциал решили добавлять ряды сделав судна сначала двух, а затем трёхъярусными. В этих случаях гребцы располагались в шахматном порядке. На верхних ярусах находились самые сильные и выносливые, так как им приходилось управлять длинными веслами.
Другими народами предпринимались попытки добавлять ярусы и дальше, египтяне построили судно аж с 40-ка ярусами. Но пользы от этого было мало – корабли были неповоротливыми, медленными, а команды требовалось около 4-5 тысяч человек. В результате самый оптимальный вариант оказался именно три яруса, такие корабли называли триремы.
Интересный рисунок с устройством палуб кораблей 16-18 веков.