III. Родители и сообщество местных жителей. Опыт канадских школ. Часть III
Собрано и записано Лиз Крокер
1. Родительские курсы
Предлагая курсы для родителей (например, курс Института Ньюфелда «Жизненно важная связь») в дневное или вечернее время в школе, вы сможете поддержать семью и привнести общий язык в разговоры о детях. В одной школе предложили провести курс в начале года в рамках приветствия родителей учеников подготовительного класса. Время проведения курса совпадало со временем нахождения детей в школе. В другой школе организовали курс вечером, подключив старших учеников к присмотру за младшими детьми, пока родители находятся в классе. Это отличный способ создать деревню привязанности в школе.
Преподаватели и сотрудники школы также посещали курсы, что давало родителям прекрасную возможность наладить контакт с ними.
2. Регулярные встречи
Регулярные встречи с родителями являются обычной практикой во многих школах. Это позитивный вариант взаимодействия и сотрудничества с родителями, в отличие от реагирования только на проблемы. Также это отличный способ наладить контакт с родителями, перекрыть разделение, когда происходят кадровые изменения, а также сосватать других сотрудников школы или представить новых.
3. Телефонные звонки родителям с хорошими новостями
Один учитель создал список и звонил двум-трем родителям каждый вечер, чтобы рассказать им что хорошего произошло сегодня с их детьми. Вместо того, чтобы ждать "плохих" новостей, он взял за привычку разговаривать с родителями своих учеников о том, что идет хорошо, о своих наблюдениях и о том, к чему он стремится в развитии детей. Это также дало ему возможность узнать о том, как его ученики чувствуют себя дома.
4. Ужины/специальные вечерние мероприятия для семей.
Одна школа организовывает вечерние трапезы для всей общины два-три раза в год. После совместного ужина происходит небольшое выступление учеников, знакомство с новыми сотрудниками, представление школьных программ и так далее. Ключевым моментом является приглашение прийти и стать частью школьного сообщества. Также могут проводиться следующие мероприятия: вечера ремесел, вечера естественных наук, математики и т.д.
5. Общественные учреждения и школы
Школа и ряд учреждений в центре города поняли, что им нужно работать сообща. Днем в здании школы шли уроки, а вечером в нём располагались общественные организации. На территории школы также размещались психологи и сотрудники социальных служб, а также социальные работники, прикрепленные к конкретным школам и их общинам. В результате сотрудники и семьи познакомились друг с другом и получили возможность работать вместе в помощь семьям. Группы для родителей, консультации, вечерние курсы - все это происходило в одном здании, которое стало настоящим общественным центром.
6. Завтрак со старшими
Учительница специального класса одной из школ г. Кортни начинает день с приготовления завтрака для учеников. Первоначально она решила, что должна позиционировать себя как альфу со своими учениками, поэтому решила начать с роли кормильца. Вскоре после того, как она начала эту практику, родители и члены аборигенной общины, в которой она преподает, решили присоединиться к ней в этом начинании. Каждое утро они приходят, чтобы помочь приготовить еду для детей. Они едят вместе, болтают о своей жизни, рассказывают о себе, затем убирают со стола и готовы приступить к учебе. Эта учительница сообщает, что с тех пор, как она начала ритуал завтрака, случаи возникновения поведенческих проблем в ее классе значительно сократились.
7. Проект "Надежда" - начальная школа им. Морли.
Начальная школа им. Морли (г. Бернаби) пригласила всю общину (*сообщество соседей, местных жителей, живущих в одном районе/городке – прим. ред.) построить деревню привязанности. В дополнение к регулярному проведению курсов "Жизненно важная связь" учителя встречаются на постоянной основе, чтобы сотрудничать и работать вместе, учащиеся привлекаются к участию в мероприятиях по развитию сообщества, а члены общины приходят в школу, чтобы поддерживать и устанавливать связь с учащимися. Учителя и члены общины имеют возможности для систематического профессионального развития и ознакомления с подходом развития детей на основе привязанности.
Перевод Ирины Шокур, Надежды Шестаковой
Редактура Надежды Шестаковой