Найти в Дзене
HypeWave

Как вся страна Высоцкого "забыла"

Многие артисты уже закончили свой путь земной и отдыхают где-то оставшуюся вечность где-то там на небесах, а может периодически собираются и устраивают неплохие такие совместные концерты, метая райские стрелы. По крайней мере, это единственное логичное объяснение тому что такое гром :)

Уже 12 лет как умер король психодела Егор Летов, уже 30 лет как не стало создателя самой странной меланхоличной колыбельной "Всем кто ложится спать спокойного сна..." Виктора Цоя.

Но творчество их и поныне живёт. Популярные артисты создают трибьюты Летова, перепевают его песни, на митингах всего СНГ пространства неизменно всегда будет играть "Перемен" и время для них существенной роли не играет.

Всегда казалось странным, что Высоцкий, имеющий какой-то невероятный вес известности, а если верить гуглу, являющийся вообще народным любимцем, при этом всём как-то парадоксально что ли забыт... или не забыт, но поставлен на полку. Как памятник. Мол, хороший да, любим да и всё.

Почему же одних артистов каверят все, а других как будто не замечают? Дело во времени, в котором мы с вами живём или в исполнении, может. Перейдём к сути.

Я всё равно знаю, что больше всего люди хотят слушать не как я разглагольствую, там, разговариваю, а что я пою. Потому, что это самая главная часть того, что я делаю, так? Это откровенная часть. Я сижу 1 на 1 с листом бумаги, никто меня не видит. Беру карандаш ночью над лампой, сижу и пишу. Поэтому я всегда очень откровенен. Я, в общем, наиболее откровенен с листом бумаги.

Для начала стоит понять о чём вообще пел знаменитый бард. Для того, чтобы узнать в каком жанре это всё исполнялось лучше дать слово автору:

И ещё для того, чтобы утолить жажду, если она имеется, особенно у любителей, конечно, авторской песни потому, что я занимаюсь авторской песней. Это другой песенный жанр, это стихи, которые исполняются под гитару или под другой какой-нибудь инструмент. Просто стихи, положенные на ритмическую основу.
-2

Песни Высоцкого - бесчисленное количество сюжетов и персонажей, от имени которых он поёт. Творчество его традиционно делится на несколько частей, что логично, естественно ведь он 20 лет подряд занимался одним и тем же.

Поначалу Высоцкий играл натуральный блатняк. Это были лагерные песни о тяготах жизни криминальной.

Причём тогда это был вполне себе интеллигентный жанр. Это сейчас блатная песня, над которой поиздевались ребрендингом и назвали шансоном ассоциируется с однотипным синтезаторным Кругом или Воровайками, а раньше оно выглядело куда интереснее.

-3

Конечно, сам Высоцкий в лагерях и тюрьмах не бывал. Это всё просто лирические образы от имени которых он рассказывал определённую историю. Притом рассказывал он её до того правдоподобно, что частенько люди считали, что поёт это всё, например, самый настоящий зек.

Точно также верили Высоцкому и на сцене. Вдруг кто не знает, он был ещё и отличным актёром.

-4
Кстати, какая странная вещь. Очень часто отождествляют человека, ну предположим меня, с теми персонажами, которых я играл в кино или от имени которых пою песни свои. Были, получается, просто удивительные вещи. Иногда, например, в письме спрашивают: "Зачем ты убил лошадь?" в фильме "Служили два товарища". Вот просто на полном серьёзе. Или пишут "МВД, капитану Жеглову".


Следующий творческий этап жизни Высоцкого был связан с его новым амплуа. Он стал актёром театра на Таганке, а самая известная его роль - пожалуй, роль оперативника Жеглова в фильме "Место встречи изменить нельзя". Театр не только повысил его популярность, но и дал заметное дополнение в песенных образах.

-5

В литературоведении даже есть отдельный раздел - высоцковедение. Исследователи творчества Высоцкого, в частности Новиков, часто говорят об энциклопедии русской жизни, которую в своё время создал наш бард.

Вместо исчерпавших себя уголовников в песнях стали появляться всем знакомые образы совершенно обычных людей, попадающих в совершенно необычные обстоятельства.

Я хочу для своих песен выбирать персонажей, которые находятся в момент риска, в каждую секунду могут заглянуть в лицо смерти, у которых что-то сломалось, либо просто случилось что-то неожиданное. Короче говоря, таких персонажей, которые нервничают. Даже, если вы обратите внимание, для шуточных песен и то я выбираю таких персонажей, у которых что-то вот-вот случится.
-6

Для показательного примера возьмём песню "Дорожная История". Значит, едут себе два мужика шофёра. От лица одного ведётся рассказ о себе.

Я вышел ростом и лицом -
Спасибо матери с отцом, -
С людьми в ладу - не понукал, не помыкал

Затем он рассказывает о том, как стал дальнобойщиком:

Висят года на мне - ни бросить, ни продать.
Но на начальника попал,
Который бойко вербовал, -
И за Урал машины стал перегонять.


Далее, собственно, начинается та самая опасная ситуация - машина попала в бурю и увязла в снегу:

Дорога, а в дороге - МАЗ,
Который по уши увяз,
В кабине - тьма, напарник третий час молчит, -
Хоть бы кричал, аж зло берет -
Назад пятьсот, пятьсот вперед,
А он - зубами "Танец с саблями" стучит!
-7

Ну и по сюжету наш дальнобойщик говорит, что машину бросать ни в коем случае нельзя, а друг его считает, что надо драпать:

"Глуши мотор, - он говорит, -
Пусть этот МАЗ огнем горит!"
Мол, видишь сам - тут больше нечего ловить.
Мол, видишь сам - кругом пятьсот,
А к ночи точно - занесет, -
Так заровняет, что не надо хоронить!.


По итогу опасная ситуация разрешается, их спасают, шофёр прощает своего друга и вновь готов поехать с ним в далёкий рейс:

И он пришел - трясется весь...
А там - опять далекий рейс, -
Я зла не помню - я опять его возьму!


Это также может быть история об обыкновенном алкоголике, которому спьяну привиделся чёрт:

У меня запой от одиночества
По ночам я слышу голоса...
Слышу - вдруг зовут меня по отчеству
Глянул - черт, - вот это чудеса!
Черт мне корчил рожи и моргал
А я ему тихонечко сказал


Конечно, это - "Песня про чёрта" притом бардовский актёрский отыгрыш от лица каждого героя создаёт дополнительный эффект будто "говоришь от лица алкоголика - говори как алкоголик".

Насмеялся я над ним до коликов
И спросил: "Как там у вас в аду
Отношение к нашим алкоголикам
Говорят, их жарят на спирту?"


Впоследствии на Высоцкого очень повлияла роль Гамлета. Исследователь его творчества, доктор филологических наук Анатолий Валентинович Кулагин называет этот этап творчества "философской лирикой".

То есть начинают появляться такие гамлетовские "БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ" нотки. Всё чаще в его песнях появляется тема смерти. Например, в песне о фатальных датах и цифрах Высоцкий поёт и рассуждает об уходе из жизни знаменитых поэтов: Маяковского, Есенина:

Кто кончил жизнь трагически, тот - истинный поэт,
А если в точный срок, так - в полной мере:
На цифре 26 один шагнул под пистолет,
Другой же - в петлю слазил в Англетере.


Рассуждает о том как рано умирали его коллеги по цеху и сравнивает их путь со своим.

Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
Задержимся на цифре 37! Коварен бог -
Ребром вопрос поставил: или - или!


При этом он не забывает о своих образных песнях. Как пишет Кулагин, в его военных произведениях рассказ уже ведётся через эту "гамлетовскую призму". Кстати, тоже важная для Высоцкого тема - военная.

Меня очень часто спрашивают, почему я так много обращаюсь к военной теме. Ну, во-первых, это вопрос, по-моему, праздный. Это пока люди пишут, пока люди сочиняют музыку, стихи, их всегда будет волновать военная тема. У всех в нашей стране есть либо погибшие либо раненые. Короче говоря, война коснулась всех. Это разговор, в общем, очень простой, серьёзный и ясный.
-8

Но по какой-то причине Высоцкий занял именно что место памятника в дне сегодняшнем. Этому может быть много причин. Анализируя его творчество, можно сказать, что он был плот от плоти того времени. Поэт существовал в нём максимально органично.

Дворовые песни али песни о войне - это всё слабо резонирует с тем, что окружает нас сегодня. Почему Цоевская "Перемен" поётся до сих пор? Потому, что песня плотно ассоциируется с протестным желанием поменять действующую систему причём абсолютно неважно что там хотел донести сам артист.

Многие современники Цоя говорили, что эта песня воспринималась именно как призыв к социальным изменениям, песня политического характера. Дело в том, что Цой снимался в фильме "Асса" и там режиссёр довольно недвусмысленно использовал эту песню в контексте социальных изменений.

Перестройка, социальное напряжение, всеобщее желание перемен, идеально совпавшее с одноимённой песней. Как можно заметить, это всё приклеелось к Цою намертво.

Люди, которые на митингах поют эту песню, вызывают у музыкантов шутки и смех. Не больше. "Перемен" писалась не для толпы, не для стада. Местоимение "наши", используемое в тексте, относится скорее к узкому кругу людей, самых близких, с которыми, возможно, ты сидишь рядом на кухне каждый вечер. Это всё глубоко личное.
Перемены, о которых пел Виктор - это не перемены политического строя <...> это перемены гораздо более глубокие внутри себя, о которых пели, писали, рисовали, лепили все художники мира.
(с) Юрс) Юрий Каспарян, гитарист группы "Кино"ий Каспарян, гитарист группы "Кино"
-9
Я отношусь к этому хорошо. Если его песня подходит какому-то событию - это значит, что она "идёт в народ". Можно сказать, что песня вошла в историю. Она злободневна и поэтому её так часто используют.
(с) Отец Виктора Цоя

С Летовым вышла похожая история. В своё время он наплодил достаточно протестных песен. Собственно, самая громкая в трибьюте была у Нойза "Всё как у людей" и в ней сразу слышно все эти слова про, например, ОМОН или госпропаганду и его музыку неизбежно, вне зависимости от хаотичной позиции Летова, всегда будут ассоциировать именно с бунтом и протестом.

Так почему же Высоцкого сейчас нет нигде несмотря на то, что он ну крайне значимая фигура в отечественной музыке, очень даже немаленький культурный пласт? Вероятно потому, что и время не то.

Высоцкий творил во времена застоя. Кончились хрущёвские реформы, всё начало закупориваться, пришёл Леонид Ильич Брежнев, кризис социальный, кризис идеологический... Но, тем не менее, то было однозначно самое стабильное и спокойное время Советского Союза.

-10

Время активности Летова, охх, тогда воздух был несколько иным. Это времена назривавшей или уже происходящей перестройки. Были написаны в 88-м 89-м "Всё идёт по плану", "Моя оборона" ну и, конечно, "Всё как у людей".

Цой же просто идеально попал своей песней во время и для многих "Перемен" и есть главная песня Виктора Цоя. Трудно сказать, что другие его песни имеют такую же дикую популярность как эта, протестная песня.

Если в наше с Вами время в умах, культуре по какой-то неведомой причине начинают всплывать одни и те же песни, одного и того же настроения, которые подхватывают исполнители, которые начинают петь люди, то это многое говорит о сегодняшнем дне.

Ведь скажем, диаграмма популярности того же Летова выглядела по разному в разные года. Он не всегда был так уж на слуху. Попытайтесь вспомнить 9-й, 10-й, 12-й, 13-й год. Ну не сказать, что Егора было так много.

-11

Просто кто-то однажды решил спеть на митинге песню "Перемен" и внезапно эту песню подхватили все. Разбираться в художественных тонкостях касаемо того, что именно хотел донести автор... да нет никому до этого дела.

И может сейчас Высоцкий стоит как памятник, может позже придёт и его время и его начнут петь, перепевать и упоминать. Но вот конкретно сегодня однозначно перемен требуют наши сердца...

-12

Источник