В начале октября, когда орды фашистских разбойников прорвались по Старицкому тракту к Калинину и заняли город, их главари забубнили на весь мир о немецкой удали. Хвастливые гитлеровские генералы брехали на все лады, что мол, под Калинином они разгромили русскую армию и сейчас перед ними открыта широкая дорога на Москву.
Фашистское командование придавало городу Калинину значение плацдарма для быстрых наступательных операций по автомагистрали на столицу. Сюда было стянуто большое количество танков, моторизованных войск, артиллерии, авиации и пехоты. Над городом навис гитлеровский кулак.
Мы знали, что имеем дело с вооруженным до зубов, коварным и наглым противником. Но не так страшен чорт... Советские войска уже не раз до этого били гитлеровских молодчиков и, занимая оборону на подступах города, были вполне уверены, что фашистские орды в Калинине будут разгромлены и город снова станет нашим.
Калининская операция была тщательно разработана командованием нашего фронта и велась упорно и настойчиво, как учит нас великий полководец товарищ Сталин. Бешеный натиск фашистских войск на наши части, обложившие окраины города, не мог поколебать железную систему обороны. Командиры и бойцы знают только вперед: командующий фронтом генерал-полковник Конев лично руководил действиями частей и первые дни находился непосредственно на передовой линии, вникая во все детали.
Многодневные бои нашей части на город Калинин можно распределить в основном на три этапа:
- Преграждение с Северо-Восточной стороны города путей на Бежецк;
- Изматывание и уничтожение живой силы фашистов;
- Решительное наступление на город.
Фашисты рвались на Бежецкий тракт, им хотелось отбросить наши части далеко от города. С этой целью они пустили на Затверецкий мост танки. Но против (Напротив — прим. авт.) моста в укрытом месте стояли противотанковые орудия зоркого лейтенанта Кацитадце. Фашистские танки еще не дошли до середины моста, как были разбиты. Вражеские бронемашины постигла та же участь. Гитлеровская мотопехота превратилась на мосту в месиво. Меткие артиллеристы — орденоносец Кацитадзе и сержант Епанча заставили фашистов навсегда отказаться от такой переправы.
Наша артиллерия разрушила все вражеские планы и доставляла фашистам очень много беспокойства. Артиллеристам принадлежит почетная роль в борьбе за Советский Калинин. Недаром еще в ноябре были награждены орденами и медалями 14 наших артиллеристов и после взятия Калинина — боевые командиры тт. Сасс и Яблочкин.
Долгое время наши подразделения вели активную оборону. Перед ними стояла задача — днем и ночью изматывать силы противника, разрушать его укрепления, истреблять фашистов оптом и в одиночку, не давать бандитам житья. Советские воины, несмотря на то, что они находились в значительно худших природных условиях, чем захватчики, засевшие в городских домах, — несмотря на это, наши бойцы, командиры и политработники самоотверженно дрались с врагом, травили его и выкуривали из насиженных мест. Каждым советским воином владело благородное чувство мести к злодеям, ворвавшимся в наш родной город и поработившим его население. Мы знали, какие кошмары переживают пленные калининцы, и сердца наши переполнялись злобой к гитлеровским палачам, в руках сильнее сжималось грозное отечественное оружие.
Трудно говорить о геройстве и храбрости отдельных людей, когда это свойственно почти всем. В автоматчики записывались преимущественно добровольцы. Они забирались в тыл врага, наводили на него страх и нещадно били фашистскую сволочь. Истребители наши подползли к домам, в которых находились фашисты, и выбили стервятников. Бойцы из батальона орденоносца лейтенанта Ильинского тт. Шевенев и Хрущев добрались к вражескому складу боеприпасов и его подожгли. Зарево рвущихся снарядов озарило силуэты бойцов, и фашистская пуля лишила их жизни. Шевенев и Хрущев погибли, как герои.
Вспоминается, как в канун Великого Октября фашисты пытались ринуться на нашу оборону. Зоркие артиллеристы обрушились шквалом металла на мерзавцев, а отважные пехотинцы из подразделения орденоносца Майорова ночью пошли в атаку на вражеские укрепления и отсекли от фашистской обороны 12 блиндажей.
Гитлеровская бестия генерал Штраус, если он еще не убит, мог бы рассказать, как чувствовали себя его полчища в октябрьские дни в Калинине. Бандиты вымещали злобу на мирном населении, загоняли всех в подвалы, чтобы никто не мог праздновать, но этим самым обнаруживали свой животный страх даже перед теми, кто находился у них под замком.
Первые победы наших войск под Ростовым и Тихвином могучим эхом прокатились среди воинов, наседавших на вражеские орды под Калинином. Вдохновленные мудрым докладом вождя товарища Сталина и успехами советских войск, наши воины рвались в бой и с нетерпением ждали приказа о наступлении.
В день Сталинской Конституции началось решительное наступление на город. Советские части действовали согласованно и ломали звериное сопротивление фашистов. Наша часть, скрыто перегруппировавшись, сосредоточилась у левого берега Волги в районе совхоза Власьево. Днем подразделения быстро форсировали реку, заставили замолчать береговые вражеские орудия и ворвались в деревню Пасынково и совхоз Власьево, перерезав автомагистраль Москва—Ленинград. Из совхоза успели удрать лишь немногие гитлеровцы. В местной церкви бойцы нашли лишь парадный мундир и ордена фашистского офицера. Перепуганный на-смерть гитлеровец бежал в одном кителе. Патентованному грабителю было чего бояться—у "домушника" нашли 12 дамских пальто, отрезы мануфактуры, свитеры, дамское белье и прочие вещи, взятые силой оружия у населения Калинина.
Десять суток шли бои на подступах к городу. Враг цеплялся за каждый укрепленный район. Деревни Малые и Большие Перемерки, элеватор, Колесниково и другие опорные пункты фашистов пришлось брать обходом. Бойцы подразделения орденоносца Антонова порой отказывались от пищи и сна и на плечах врага врывались в новые населенные пункты. Наступательный прорыв был так силен, что никакие препятствия немцев не могли остановить наших воинов. Командир роты Косяк, награжденный орденом «Красное Знамя», первым перерезал Тургиновское шоссе и держал его с горсткой храбрецов несколько дней, пока не подошли основные силы. Скромный красноармеец — орденоносец Федор Бежов прорвался с 10 бойцами через Волгу в деревню, захватил пленного немца и группу фашистов обратил в бегство. Его назначили командиром отделения. Под Никифоровкой его отделение разгромило немецкую засаду, захватило пулемет и лошадь. После этого Бежов отправился в разведку к элеватору, застрелил немецкого офицера и принес трофеи: миномет, два ящика мин и ценные документы.
Не счесть примеров геройства и мужества наших доблестных воинов. Несколько раз вели командир батальона Ильинский и комиссар Писаненко бойцов в атаку на Колесниково и все же овладели этой фашисткой крепостью. Их батальон забрал больше всех трофеев, в том числе 4 танка, 14 орудий, 35 мотоциклов, 80 велосипедов, 5 тысяч снарядов, 3 самолета. 16 декабря над городом взвился красный флаг. От «прославленных» дивизий матерого генерала Штрауса осталась труха, их разгромили еще на подступах к городу.
Военный Совет Калининского фронта от имени Советского Правительства наградил орденами и медалями 60 бойцов, командиров и политработников нашей части, отличившихся в боях за Калинин. В предстоящих боях с фашистскими оккупантами наша часть проявит еще больше ярости и дерзости. Истребительную войну мы вести научились и уж постараемся не выпустить живьем с нашей священной земли ни одного оккупанта.
Фашистское командование хотело сделать Калинин плацдармом для наступления на Москву. Медаль обернулась другой стороной—город стал плацдармом советского наступления на Запад. Вслед за Калинином—наша Старица. Красные полки будут травить и уничтожать израненных фашистских зверей, пока не истребят всех фашистов до единого.
Генерал-майор С. ГОРЯЧЕВ
Полковой комиссар Г. РЯБУХИН
Полные тексты сборников, посвящённых освобождению города Калинина от немецко-фашистских захватчиков, доступны в электронной библиотеке Тверской ОУНБ и на персональной странице автора (старая версия).