Всё больше разговоров о многоразовости космических ракет.
По крайней мере, о многоразовости первой ступени.
В 2020 году Россия находится на третьем месте в мире по количеству запусков ракет-носителей. И, если мы хотим зарабатывать деньги на услугах космического извоза, надо думать о снижении цены вывода грузов на орбиту. Собственно, это надо было делать ещё вчера...
Сомнения в выгоде многоразовых ступеней конечно есть, но успех Falcon заставляет шевелиться и это хорошо.
Сегодня зацепил новость, содержимое которой порадовало, хотя и немного удивило... особенно сообщением о гиперзвуковой скорости.
Но, обо всём по-порядку :)
Кстати, а какие у нас вообще идеи?
Здесь нельзя не вспомнить проект "Байкал". В рамках его предлагалось сделать возвращаемую ступень для ракеты.
У "Байкала" было складывающееся крыло, что позволяло ему планировать и приземляться, используя остатки топлива. Он был представлен ещё в далёком 2001 году и вызвал большой интерес. Но, увы, дальше макета дело не продвинулось. Заметьте, - это было задолго до запусков Falcon.
"Крыло-СВ" - наследница "Байкала"?
Но, о "Байкале" не забыли. В прошлом году была представлена облегчённая версия - "Крыло-СВ".
Внешне проектируемое изделие может и отличается от "Байкала", но идея примерно та же - раскладывающееся крыло и нечто среднее между самолётом и крылатой ракетой.
Роднит их и самолётная схема приземления. (вот с этим могут быть проблемы - самолётная посадка требует шасси, если способ посадки действительно такой)
Напомню, что разница - в размерах и сфере применения. "Байкал" думали использовать для тяжёлой "Ангары", а "Крыло-СВ" предполагается использовать как первую ступень в семействе лёгких ракет - она всего 6 метров в длину и 0,8 м. в диаметре.
Реальная разработка "Крыла-СВ" началась в начале 2020 года.
Дело двигается, хотя...
11 ноября РИА Новости разместило заметку:
Конструкторское бюро химического машиностроения имени Исаева (входит в "Роскосмос") начало создание двигателя для демонстратора многоразовой ракеты "Крыло-СВ", сообщили РИА Новости в пресс-службе предприятия.
То есть, дошло дело и до движка!
Всё бы здорово, но взгляд зацепился за слово "демонстратор"... Так и есть, - далее из новости следует, что это не полноразмерный макет, а модель, уменьшенная в три раза...
Кстати, почему не в два или в четыре? (чуть ниже поясню вопрос...)
То есть, смотрите: сначала будут создавать новый движок для персонально для макета, потом этот макет будут испытывать, а только потом приступят к полно-размерным версиям...
В общем-то, логично - сначала уменьшенная копия.
Если бы не сроки и уже летающие многоразовые ступени от Илона Маска. Будь это лет пять назад - вообще вопросов не было бы. А сейчас может возникнуть ощущение уходящего поезда...
Но, не забываем, что у этих ракет разная грузоподъёмность. То есть, "Крыло-СВ" позиционируется как первая многоразовая ракета в лёгком классе и не конкурирует с ракетой Маска Falcon-9, которая относится к тяжёлому классу. А вот уже сфера применения и востребованность - это уже отдельная интересная тема ;)
Сюда же - общая экономическая обстановка в стране и в мире. Разрастается кризис, денег катастрофически не хватает, а тут НИОКР двигателя, который потом куда девать?
Тот же ядерный буксир делают на четверть мегаватта, но там-то как раз вопросов нет - в буксире каждый узел НОВЫЙ и требует исследования.
А в "Крыло-СВ" неизвестных гораздо меньше - на аэродинамике собаку съели, двигателей у нас каких только нет, крылатые ракеты тоже вроде не в новинку, то есть многое уже известно.
Разве что, поворотное крыло...
Кстати, неужели нет подходящих двигателей? Всё равно ведь, - в реальном изделии придётся использовать настоящие движки - так и сэкономили бы на разработке оных для модели (да и на демонстраторе) и делали бы сразу полноразмерную модель...
Ну или модель, которая по размерам подходит под какой-то из уже имеющихся движков. Ведь наверное не особо важно - в одну треть, в две пятых или вполовину настоящего размера?..
А так - трата сил на разработку двигателей, у которых после демонстратора возможно нет будущего применения.
Ладно, конструкторам виднее - возможно даже с учётом всего этого, копия в одну треть всё равно дешевле в итоге.
Но, возня с демонстратором всё равно отодвигает сроки...
Когда первый полёт?
В той же заметке подтверждение - первый полёт демонстратора - 2023 год. То есть, вроде ничего не изменилось.
Смысл новости - начало разработки двигателя для демонстратора говорит о том, что к "Крылу-СВ" относятся вполне серьёзно и дело продвинулось несколько дальше, чем у "Байкала".
А теперь о гиперзвуке...
Как вам вот эта цитата из той же статьи?:
Ракета станет перемещаться на гиперзвуковых скоростях — до шести чисел Маха.
Как-то я упустил гиперзвук в этом проекте - не особо вчитывался раньше...
Зачем гиперзвук в возвращаемой ступени?
Зачем так срочно возвращать ступень ракеты? Может журналисты что-то напутали?
Чего-то я точно не понимаю... А вы?
Дорогие друзья, каналу очень нужна ваша поддержка
Подпишитесь на мой канал :)
Нажмите палец вверх - Вам не сложно, а автору приятно.
Статьи по теме:
Новости о "Крыле-СВ" - июнь 2021
Сборка российского космического ядерного буксира начата
Новая многоразовая ракета с очень необычным способом посадки