Найти тему

Большой Гатчинский дворец

Единственный замок в пригородах Санкт-Петербурга расположен в Гатчине в 40 км к югу от исторического центра города. Для нас пока это единственная поездка к достопримечательностям Ленинградской области. Самая интересная достопримечательность Гатчины — музей-заповедник «Гатчина», в состав которого входят: Гатчинский дворец, Приоратский дворец и Дворцовый парк. В этой заметке ознакомимся с Большим Гатчинским дворцом.

1. Гатчинский дворец, напоминающий английский охотничий замок, доминирует над окрестным пейзажем и поражает величественностью.
1. Гатчинский дворец, напоминающий английский охотничий замок, доминирует над окрестным пейзажем и поражает величественностью.
2. Перед новогодними праздниками на площади перед Гатчинским дворцом установили новогоднюю ёлку, аттракционы для детей и несколько торговых палаток с сувенирами.
2. Перед новогодними праздниками на площади перед Гатчинским дворцом установили новогоднюю ёлку, аттракционы для детей и несколько торговых палаток с сувенирами.
3. Центральный корпус дворца был возведён в восемнадцатом веке знаменитым архитектором Антонио Ринальди по указанию императрицы Екатерины Великой.
3. Центральный корпус дворца был возведён в восемнадцатом веке знаменитым архитектором Антонио Ринальди по указанию императрицы Екатерины Великой.

В конце восемнадцатого века архитектор Винченцо Бренна перестраивает дворец в соответствии с пожеланиями императора Павла I. Концепция охотничьего замка была сохранена, боковые каре были надстроены, выстроен плац и оформлен рвом с четырьмя мостами, установлены решётки и пушки. Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства императорского двора. Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. В каре были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой второй этаж, который рассматривался как антресольный. За счёт перестройки высота каре увеличилась до высоты полуциркульных галерей. Из-за изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж.

4. Правый боковой каре.
4. Правый боковой каре.
5. Фасад дворца облицован местным известняком пудостским камнем.
5. Фасад дворца облицован местным известняком пудостским камнем.
6. Надо сказать, весьма необычное развлечение зимой в Ленинградской области.
6. Надо сказать, весьма необычное развлечение зимой в Ленинградской области.
7. Памятник Павлу I, отцу Николая I, установленный на плацу перед дворцом 1 августа 1851 года.
7. Памятник Павлу I, отцу Николая I, установленный на плацу перед дворцом 1 августа 1851 года.
8. Карусель у дворца.
8. Карусель у дворца.
9. Несмотря на морозную погоду, желающих погулять на плацу перед дворцом нашлось много.
9. Несмотря на морозную погоду, желающих погулять на плацу перед дворцом нашлось много.
10.
10.
11. Центральный корпус Гатчинского дворца.
11. Центральный корпус Гатчинского дворца.

Общее оформление фасада, выходящего на плац, представляет собой сочетание и противопоставление прямых (вертикали пилястров и прямоугольные проёмы) и волнистых (полуциркульные завершения проёмов галерей) линий. Первый этаж центрального корпуса и примыкающих к нему галерей ритмично членится пилястрами дорического ордера. Второй этаж трактован более богато — на главном корпусе используются парные пилястры ионического ордера, а на полуциркулях галерей — ионические полуколонны. Оконные проёмы, как и на первом этаже, имеют прямоугольный профиль в центральном корпусе и полукружный — в галереях.

12. Козырёк над балконом на втором этаже украшен изнутри новогодней гирляндой, а пара статуй у входа законсервированы на зиму.
12. Козырёк над балконом на втором этаже украшен изнутри новогодней гирляндой, а пара статуй у входа законсервированы на зиму.
13.
13.
14. Кульминационными точками волнообразного движения являются купола башен, закрепляющие объёмно-пространственную композицию и создающие выразительный переход к фасадам каре.
14. Кульминационными точками волнообразного движения являются купола башен, закрепляющие объёмно-пространственную композицию и создающие выразительный переход к фасадам каре.
15.
15.

Зайдём внутрь дворца и посмотрим на его внутреннее убранство.

Осмотр интерьеров дворца начинается с Чесменской галереи, где собрана дворцовая коллекция оружия, одна из самых крупных в России. Собирать её начал еще граф Орлов, и на данный момент она выставлена в Чесменской галерее дворца и в ней насчитывается около 1000 экземпляров огнестрельного и холодного оружия мастеров Европы и России. В экспозиции есть оружие, которое держали в руках российские императоры!

16. На стене вывешены пистолеты в виде буквы «П»  в честь императора Павла I.
16. На стене вывешены пистолеты в виде буквы «П» в честь императора Павла I.
17. Здесь же выставлены пушки.
17. Здесь же выставлены пушки.
18. Образцы оружия охраняет оскалившееся чучело бурого медведя.
18. Образцы оружия охраняет оскалившееся чучело бурого медведя.
19.
19.

Далее прошли в небольшую дворцовую церковь, которая принимала не только императорскую семью, но и городских прихожан, которых было не так много — Гатчина в те времена была даже и не городом, а небольшим поселением.

20. Интерьеры дворцовой церкви содержат иконы и картины с изображением известных личностей.
20. Интерьеры дворцовой церкви содержат иконы и картины с изображением известных личностей.
21. Стены расписаны на библейские мотивы.
21. Стены расписаны на библейские мотивы.

Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770—1780-х годах по проектам главного архитектора дворца — Антонио Ринальди. Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время, была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева. Стены помещений декорировались стилизованными цветами, плодами и растительными побегами. Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами.

Сложившийся облик парадных помещений сохранялся почти неизменным вплоть до Великой Отечественной войны, когда во время пожара отделка была утрачена. Восстановление интерьеров началось в 1976 году и продолжается до сих пор. Поэтому, на заднем фоне некоторых предыдущих фото Чесменской галереи были стены без отделки, с арматурным каркасом.

В 1790-х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца, в котором сочетались строгие античные архитектурные формы с почти барочной пышностью. Архитектор применял классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Росписью некоторых помещений занимался известный живописец своего времени Скотти. В части помещений было изменено не только убранство, но и архитектурное исполнение, общее композиционное решение. Оформление Ринальди сохранилось лишь частично.

22. Лепка на потолках и стенах туалетной Марии Фёдоровны.
22. Лепка на потолках и стенах туалетной Марии Фёдоровны.
23.
23.
24.
24.
25.
25.
26. Камин в туалетной Марии Федоровны.
26. Камин в туалетной Марии Федоровны.
27. Крупный план бюста мальчика.
27. Крупный план бюста мальчика.
28. Изысканный стул.
28. Изысканный стул.

Верёвочка натянута специально, чтобы на стул не садились утомлённые посетители музея.

29. На потолках залов дворца можно увидеть красивую роспись, вокруг которой размещена лепнина с позолотой.
29. На потолках залов дворца можно увидеть красивую роспись, вокруг которой размещена лепнина с позолотой.
30. Как же без новогодней ёлки внутри дворца?
30. Как же без новогодней ёлки внутри дворца?
31. Статуя «Урания» в Белом зале.
31. Статуя «Урания» в Белом зале.

Урания происходила из коллекции маркиза Кампана в Риме, купленной при Александре II в 1861 году.

32. Лепка со львом над дверью в Белом зале.
32. Лепка со львом над дверью в Белом зале.
33. Светильник с позолотой в Белом зале.
33. Светильник с позолотой в Белом зале.
34. Интерьер парадной опочивальни Марии Фёдоровны изысканный и довольно уютный.
34. Интерьер парадной опочивальни Марии Фёдоровны изысканный и довольно уютный.

Парадная — это вовсе не жилая комната, она предназначалась для показа гостям. Через личные покои, кабинеты и будуары проходил обязательный маршрут, по которому водили по дворцу гостей, и всё в них было устроено так богато и впечатляюще, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус хозяев и возвеличить даже бытовые стороны жизни.

35.
35.

Подземный ход является неотъемлемой частью интерьеров дворца. Существуют различные мнения касаемо даты его появления. Современники спорят о том, был ли он построен императором Павлом или же существовал с самого основания. Однако из документов фонда музея известно, что ещё с орловских времен в алькове Парадной опочивальни имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.

36. Заходим через эту дверь в систему подземных ходов дворца.
36. Заходим через эту дверь в систему подземных ходов дворца.

По словам сотрудников музея, в подземелье дворца может находится целый лабиринт подземных ходов. До 1918 года в этих подвалах хранили пищу и там же находились винные погреба.

37.
37.
38. Толщина стен впечатляет.
38. Толщина стен впечатляет.
39. Стены хода и спуска к нему из дворца отделаны известняком, благодаря которому в подземелье стоит постоянная температура.
39. Стены хода и спуска к нему из дворца отделаны известняком, благодаря которому в подземелье стоит постоянная температура.

Подземный ход выводит посетителя на берег Серебряного озера. В настоящее время выход из грота закрыт железной перегородкой.

42. Мистическое подземелье, в котором, согласно байкам, можно случайно встретиться с загадочным призраком императора Павла I.
42. Мистическое подземелье, в котором, согласно байкам, можно случайно встретиться с загадочным призраком императора Павла I.

Рекомендую посты про Санкт-Петербург:

Павловский дворец (Санкт-Петербург).

Осенний Петергоф (октябрь 2015).

Зимний Кронштадт (январь 2016).

Исаакиевский собор (январь 2016).

Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016).

Центральная часть Санкт-Петербурга в самом начале года (январь 2016).

Центр города (март 2018).

Зимняя Нева у Заячьего острова (март 2018).

Петропавловская крепость (март 2018).

Приморский парк Победы и стадион «Газпром Арена» (март 2018).