Единственный замок в пригородах Санкт-Петербурга расположен в Гатчине в 40 км к югу от исторического центра города. Для нас пока это единственная поездка к достопримечательностям Ленинградской области. Самая интересная достопримечательность Гатчины — музей-заповедник «Гатчина», в состав которого входят: Гатчинский дворец, Приоратский дворец и Дворцовый парк. В этой заметке ознакомимся с Большим Гатчинским дворцом.
В конце восемнадцатого века архитектор Винченцо Бренна перестраивает дворец в соответствии с пожеланиями императора Павла I. Концепция охотничьего замка была сохранена, боковые каре были надстроены, выстроен плац и оформлен рвом с четырьмя мостами, установлены решётки и пушки. Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. С 1844 года работами в Гатчинском дворце руководил Роман Иванович Кузьмин, который с 1841 года был в должности главного архитектора Министерства императорского двора. Основные работы велись в каре, которые были практически полностью перестроены. В каре были сделаны подвальные этажи, увеличена высота первого и третьего этажей, а между ними построен небольшой второй этаж, который рассматривался как антресольный. За счёт перестройки высота каре увеличилась до высоты полуциркульных галерей. Из-за изменения высоты каре центральный корпус дворца перестал доминировать над зданием, поэтому под руководством Кузьмина к боковым башням корпуса был достроен ещё один этаж.
Общее оформление фасада, выходящего на плац, представляет собой сочетание и противопоставление прямых (вертикали пилястров и прямоугольные проёмы) и волнистых (полуциркульные завершения проёмов галерей) линий. Первый этаж центрального корпуса и примыкающих к нему галерей ритмично членится пилястрами дорического ордера. Второй этаж трактован более богато — на главном корпусе используются парные пилястры ионического ордера, а на полуциркулях галерей — ионические полуколонны. Оконные проёмы, как и на первом этаже, имеют прямоугольный профиль в центральном корпусе и полукружный — в галереях.
Зайдём внутрь дворца и посмотрим на его внутреннее убранство.
Осмотр интерьеров дворца начинается с Чесменской галереи, где собрана дворцовая коллекция оружия, одна из самых крупных в России. Собирать её начал еще граф Орлов, и на данный момент она выставлена в Чесменской галерее дворца и в ней насчитывается около 1000 экземпляров огнестрельного и холодного оружия мастеров Европы и России. В экспозиции есть оружие, которое держали в руках российские императоры!
Далее прошли в небольшую дворцовую церковь, которая принимала не только императорскую семью, но и городских прихожан, которых было не так много — Гатчина в те времена была даже и не городом, а небольшим поселением.
Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. В создании интерьеров Гатчинского дворца просматривается два основных этапа. Первоначальное убранство внутренних помещений дворца создавалось в 1770—1780-х годах по проектам главного архитектора дворца — Антонио Ринальди. Отличительной особенностью декораций дворцовых помещений, созданных в это время, была тонкая и изысканная лепка, а также наборные паркеты из ценных пород дерева. Стены помещений декорировались стилизованными цветами, плодами и растительными побегами. Лепные работы выполнялись опытными, в основном итальянскими, мастерами.
Сложившийся облик парадных помещений сохранялся почти неизменным вплоть до Великой Отечественной войны, когда во время пожара отделка была утрачена. Восстановление интерьеров началось в 1976 году и продолжается до сих пор. Поэтому, на заднем фоне некоторых предыдущих фото Чесменской галереи были стены без отделки, с арматурным каркасом.
В 1790-х годах внутренние помещения дворца подверглись значительной переделке под руководством Винченцо Бренны. Бренна создал новое оформление залов дворца, в котором сочетались строгие античные архитектурные формы с почти барочной пышностью. Архитектор применял классические архитектурные ордера, лепку, позолоту, сложные орнаментальные композиции, драпировки и гобелены. Росписью некоторых помещений занимался известный живописец своего времени Скотти. В части помещений было изменено не только убранство, но и архитектурное исполнение, общее композиционное решение. Оформление Ринальди сохранилось лишь частично.
Верёвочка натянута специально, чтобы на стул не садились утомлённые посетители музея.
Урания происходила из коллекции маркиза Кампана в Риме, купленной при Александре II в 1861 году.
Парадная — это вовсе не жилая комната, она предназначалась для показа гостям. Через личные покои, кабинеты и будуары проходил обязательный маршрут, по которому водили по дворцу гостей, и всё в них было устроено так богато и впечатляюще, чтобы продемонстрировать высокий социальный статус хозяев и возвеличить даже бытовые стороны жизни.
Подземный ход является неотъемлемой частью интерьеров дворца. Существуют различные мнения касаемо даты его появления. Современники спорят о том, был ли он построен императором Павлом или же существовал с самого основания. Однако из документов фонда музея известно, что ещё с орловских времен в алькове Парадной опочивальни имелась потайная дверь на темную узкую винтовую лестницу. По ней из парадных залов второго этажа можно было спуститься на нижний этаж главного корпуса и через туалетную комнату императора по той же потайной лестнице проследовать дальше в дворцовые подвалы, где и начинался подземный ход.
По словам сотрудников музея, в подземелье дворца может находится целый лабиринт подземных ходов. До 1918 года в этих подвалах хранили пищу и там же находились винные погреба.
Подземный ход выводит посетителя на берег Серебряного озера. В настоящее время выход из грота закрыт железной перегородкой.
Рекомендую посты про Санкт-Петербург:
Павловский дворец (Санкт-Петербург).
Осенний Петергоф (октябрь 2015).
Зимний Кронштадт (январь 2016).
Исаакиевский собор (январь 2016).
Удивительный мир искусства Эрмитажа (январь 2016).
Центральная часть Санкт-Петербурга в самом начале года (январь 2016).
Зимняя Нева у Заячьего острова (март 2018).
Петропавловская крепость (март 2018).
Приморский парк Победы и стадион «Газпром Арена» (март 2018).