1970 год
- СССР вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ICAO).
1971 год
- самолет Ил-62 совершил первый регулярный рейс из Москвы в Гавану;
- организовано Центральное управление международных воздушных сообщений Аэрофлота (ЦУМВС);
- на самолете Ил-62 Аэрофлот начинает пассажирские полеты в Северную Америку по новому маршруту: Москва-Париж-Монреаль-Нью-Йорк. В это же время совместно с авиакомпанией KLM на Ил-62 открываются маршруты: Москва-Амстердам-Нью-Йорк, Москва-Ленинград-Амстердам-Нью-Йорк.
1972 год
- начало регулярных полётов в ФРГ. Первый рейс выполнил Ил-62 по маршруту Москва – Франкфурт-на-Майне. На следующий день в Москву с ответным визитом прибыл Boeing-727 авиакомпании Lufthansa. С тех пор авиасообщение с Германией ни разу не прерывалось;
- начало эксплуатации среднемагистрального реактивного самолёта Ту-154. Первый рейс № 1213 авиалайнер выполнил по маршруту Москва – Минеральные Воды. В том же месяце начались полёты в Симферополь и Челябинск;
Замечательная песня-посвящение Ту-154.
- введена в эксплуатацию система бронирования и продажи билетов «Сирена-1». Ее название образовано из сочетания слов «Система резервирования на авиалиниях». В то время эта огромная электронно-вычислительная машина М-300 занимала главный зал в здании Центрального агентства воздушных сообщений. Компьютер был связан с московскими авиакассами и трансагентствами в 43 городах СССР;
- начало полётов в Загреб (СФРЮ).
1973 год
- представительство Аэрофлота в Париже удостоено высшей награды парижской мэрии – Гран-При за оформление офиса на Елисейских Полях. Власти французской столицы высоко оценили элегантность интерьера и его оснащённость современными технологиями: каждый вечер на одну из стен офиса проецировался киноролик о жизни советской столицы, и сотни парижан приходили на Елисейские Поля, чтобы увидеть Красную Площадь и Мавзолей;
- на самолете Ил-62 открыта одна из самых протяженных авиатрасс Москва – Рабат – Гавана – Лима – Сантьяго;
- Аэрофлот начал ребрендинг: впервые авиакомпания унифицировала окраску всех типов самолётов. Появилась знаменитая классическая ливрея. На боковых поверхностях фюзеляжа нанесено название «Аэрофлот» и ее эмблема в виде крылатых серпа и молота. Вдоль фюзеляжа – темно-синяя широкая полоса, которую снизу дублирует узкая. В носовой части фюзеляжа указывается тип воздушного судна, на киле – флаг Советского Союза, под флагом – регистрационный номер (аналогичные трафареты на плоскостях крыла).
На примере Як-40:
1974 год
- МГА СССР приняло решение о начале эксплуатации самолета Ил-62М. Первый рейс № 25 новый авиалайнер выполнил по маршруту Москва – Хабаровск. Ил-62М в буквальном смысле открыл новые горизонты – рейсы, ранее выполнявшиеся с посадками на Ил-62, стали беспосадочными, в их числе один из самых престижных и коммерчески выгодных Москва – Токио. Ил-62 долгое время служил Аэрофлоту, а бортпроводники ласково называли его «ласточка серебристая»;
- начало пассажирских полетов между Москвой и Вашингтоном. Впервые между столицами двух сверхдержав – СССР и США – было установлено прямое авиасообщение. Первый рейс № 317 выполнил Ил-62М по маршруту Москва – Шеннон (Ирландия) – Вашингтон.
1975 год
- второй пилот Байдуков Г.Ф. и штурман А.В. Беляков экипажа Валерия Чкалова повторили маршрут своего выдающегося полета на борту Ил-62М;
- расписание внутренних рейсов Аэрофлота, число которых к этому времени превышало 4000, стали составлять с помощью компьютера. Появилась возможность оптимизировать распределение самолётов и стыковать время их отправления и прибытия с графиком наземного и водного транспорта;
- начало регулярных полётов в Португалию. Первый рейс выполнил Ил-62М по маршруту Москва – Франкфурт – Лиссабон (Португалия) – Гавана. Этот рейс не только соединил советскую и португальскую столицы, но и стал новым воздушным трансатлантическим мостом между СССР и Кубой. Впервые в истории Аэрофлот получил право летать на Кубу через Европу, да еще и через страну блока НАТО (Португалию);
- начало регулярных полётов в Люксембург. Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва — Люксембург.
1976 год
- начало регулярных полётов в Испанию. Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва – Берлин – Мадрид;
- бывший флагман Аэрофлота, турбовинтовой Ту-114, выполнил последний пассажирский рейс по маршруту Хабаровск – Москва. За 15 лет эксплуатации Ту-114 перевез 6 миллионов пассажиров. Наши аплодисменты!!!
- состоялся первый испытательный полет аэробуса Ил-86;
- годовой пассажиропоток Аэрофлота впервые превысил 100 миллионов пассажиров. Для сравнения, в 2016 году все российские авиакомпании перевезли 88,6 млн человек.
1977 год
- Аэрофлот начал регулярные пассажирские полеты в ряд пунктов Африки (Антананариву, Кано, Лусака, остров Сал), а также в Мехико и Эль-Кувейт
- начало регулярных пассажирских перевозок на первом в мире сверхзвуковом пассажирском самолете Ту-144.
Первый рейс № 499 этот авиалайнер выполнил по маршруту Домодедово – Алма-Ата. Расстояние в 3260 км, разделявших Москву и Алма-Ату, лайнер преодолевал за полтора часа на высоте 16 тысяч метров со средней скоростью 2200 км/час. Пассажирам понравился самолёт, с борта которого можно было увидеть, что Земля действительно имеет форму шара, а космос – чёрного цвета.
Всем, кто летал на Ту-144, ставили штамп в паспорте: «летал на Ту-144». И даже билеты на этот самолёт были особые, со специальной маркировкой – в правом верхнем углу был указан тип воздушного судна «Ту-144».
1978 год
- Аэрофлот назначен Генеральным перевозчиком участников и гостей Олимпийских Игр в Москве. В связи с этим на самолетах советской авиакомпании появилась маркировка «Official Olympic Carrier».
1979 год
- день рождения Аэрофлота впервые отмечался как государственный праздник. Указом Президиума Верховного Совета СССР Днём Аэрофлота было назначено второе воскресенье февраля. До этого работники гражданской авиации отмечали профессиональный праздник в августе, третье воскресенье которого и сегодня является Днём Воздушного Флота России. С праздником!!!
- начало регулярных полётов в Заир (Демократическая Республика Конго). Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва – Вена – Триполи – Лагос – Киншаса (Заир);
- начало регулярных полётов на Ямайку. Первый рейс выполнил Ил-62М по маршруту Москва – Шеннон – Гавана – Кингстон (Ямайка)4
- первый реактивный самолёт Аэрофлота Ту-104 выполнил последний пассажирский рейс по маршруту Одесса – Москва (Внуково). За 23 года эксплуатации Ту-104 перевез около 100 миллионов пассажиров. Заслуженный отдых!!!
1980 год
- официальное открытие нового международного аэровокзального комплекса Шереметьево-2.
1981 год
- начало регулярных пассажирских полетов Аэрофлота на широкофюзеляжных самолетах Ил-86 из Москвы в Берлин, Брюссель, Гамбург, Цюрих, Прагу, Вену, Франкфурт-на-Майне, Будапешт, Париж, Дели, Люксембург, Дюссельдорф, Мюнхен, Бейрут, Оман, Мадрид, Белград, Милан, Софию, Бухарест, Дамаск, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес и другие города мира;
1982 год
- Аэрофлот начал регулярные пассажирские полеты в страны Африки: Бурунди, Руанда, Джибути;
- введена сквозная регистрация: пассажира, прибывающего в Москву рейсом из-за рубежа и продолжающего полёт рейсом из Москвы, регистрировали сразу на оба рейса в пункте вылета. Опробовали сквозную регистрацию на пассажирах транссибирского рейса Париж — Москва — Токио. Но это было исключение из правила.
1983 год
- начало регулярных полётов в Аргентину. Первый рейс выполнил Ил-62М по маршруту Москва – Будапешт – Дакар – Буэнос-Айрес. Позднее на эту авиалинию вышли широкофюзеляжные Ил-86, Ил-96, но летали они уже через Алжир и Сальвадор (в начале 90-х), а вплоть до закрытия рейса – через Мальту и остров Сал (в конце 90-х). Эта авиалиния была одной из самых протяженных в маршрутной сети Аэрофлота — 14 000 км. Время в пути составляло 20 часов.
- прервано прямое авиасообщение между СССР и США. Президент США Рональд Рейган издал указ, запрещающий деятельность Аэрофлота на американской территории, советская авиакомпания закрыла офисы в Вашингтоне и Нью-Йорке.
1984 год
- начало освоения пассажирской авиалинии Москва – Шеннон – Гандер – Гавана;
- впервые самолет Ил-86 пересек экватор по трассе Москва – Триполи – Лагос.
1985 год
- открыта новая пассажирская авиалиния Москва – Дюссельдорф. Первый рейс выполнил Ту-154;
- начало эксплуатации самолёта Ту-154М. Первый пассажирский рейс новый авиалайнер выполнил по маршруту Москва (Внуково) – Надым. По качеству и количеству изменений конструкции и систем управления этот самолёт, в отличие от ранних модификаций Ту-154, действительно можно было считать новым.
Ту-154М оказался на 30% экономичнее в эксплуатации, чем предыдущие модификации. Новый авиалайнер брал на борт 164 пассажира и перевозил их на расстояние до пяти тысяч км.
1986 год
- после трехлетнего перерыва возобновлено авиасообщение между СССР и США. Ил-62М вернулся на линию Москва – Шеннон – Нью-Йорк – Вашингтон. Американская Pan American начала летать в Москву из своего европейского хаба во Франкфурте-на-Майне на самолётах Boeing 727.
1987 год
- открыты новые транссибирские маршруты: Франкфурт – Москва – Токио, Амстердам – Москва – Токио, Берлин – Москва – Пекин. Пассажирские полеты на всех этих линиях выполняли воздушные суда Ил-62М.
1988 год
- Аэрофлот начал выполнять регулярные пассажирские рейсы по новым европейским направлениям: из Москвы в Гамбург и Сплит, из Ленинграда в Зальцбург;
- в аэропорту Шереметьево открылся первый в СССР магазин беспошлинной торговли Duty Free – он принадлежал совместному предприятию Aerofirst, учрежденному Аэрофлотом и ирландской компанией Aer Rianta International. В течение первых пяти лет наряду с обычным Duty Free в зоне вылета работал и магазин «на прилёте». В качестве логотипа шереметьевских магазинов Duty Free выбрали стилизованные купола Собора Василия Блаженного – этот товарный знак стал таким же узнаваемым среди иностранцев, как и Аэрофлот.
- Аэрофлот и Pan American начали совместную эксплуатацию трансатлантического маршрута Москва – Нью-Йорк. Беспосадочные рейсы выполнялись на самом большом пассажирском самолёте того времени Boeing-747.
Прибыль от эксплуатации трассы и расходы по её обслуживанию делили пополам. Аэрофлот обеспечивал наземное обслуживание американского самолёта и его заправку топливом в Шереметьево, поставлял бортовое питание на рейсы из Москвы и частично формировал кабинные экипажи. Обычно в бригаде бортпроводников были две-три советские стюардессы, свободно владеющие английским языком.
1989 год
- Аэрофлот вступил в Международную ассоциацию воздушного транспорта (IATA).
1990 год
- открыты регулярные пассажирские полеты на лайнерах Ил-86 в Северную и Южную Америку – Нью-Йорк, Вашингтон, Буэнос-Айрес, Сан-Сальвадор и др. города.
1991 год
- после распада СССР и провозглашения Россией суверенитета Аэрофлот стал одной из нескольких сотен авиакомпаний и производственных объединений гражданской авиации;
- образовано Производственно-коммерческое объединение «Аэрофлот – советские авиалинии».
1992 год
- Постановлением Правительства РФ «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот – российские международные авиалинии».
1993 год
В истории Аэрофлота 1993 год стал рекордным по количеству пунктов назначения: международные пассажирские рейсы авиакомпания выполняла по 181 авиалинии в 146 аэропортов на территории 105 стран мира;
- Аэрофлот начал выполнять регулярные рейсы из Москвы в Бахрейн, Вильнюс, Йоханнесбург, Любляну, Панаму, Рио-де-Жанейро, Салоники, Сидней, Скопье, а также чартерные рейсы из Санкт-Петербурга в Тель-Авив.
- в соответствии с постановлением № 267 Правительства РФ ПКО «Аэрофлот – советские авиалинии», ЦУМВС, Международный аэропорт Шереметьево, Международное коммерческое управление ГА, Шереметьевское авиационно-техническое предприятие, Центр международных расчетов ГА и дочерняя авиакомпания «Московские воздушные линии» реорганизованы в ОАО «Аэрофлот – российские международные авиалинии».
- экипаж самолета Ил-96-300 под руководством заслуженного пилота РФ В. Перепелицы выполнил первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Москва – Нью-Йорк.
Продолжение следует...
Друзья, если пост вам понравился, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного!
Читайте на канале:
- "Бабушка подруга "ночных ведьм", отец - КВС"
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 1.
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов". Часть 2.
- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 3.
- "Аэрофлот - крылья Страны Советов". Часть 4.
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 5.
- "Аэрофлот" - крылья Страны Советов. Часть 6.
- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 1.
- Страшные и абсурдные авиакатастрофы. Часть 2.
- Из жизни КВС Як-40. Про сортир, гвоздик и пистолет Макарова.
- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 1.
- Из жизни КВС Як-40. Ан-2, КГБ и черная икра. Часть 2.
- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 1.
- Из жизни КВС Як-40. Коня, коня, полцарства за коня! Часть 2.
- Из жизни КВС Як-40. Крыса на борту. Часть 1.
- Из жизни КВС Як-40. Логика? Нет, женская.. Часть 1.
- (Видео) Ил-96-300 СЛО в аэропорту Минеральные Воды
- (Видео) Посадка Ил-76 с миротворческим контингентом России.