Найти в Дзене

Фёдор Басманов - "царский любовник" или страдающий опричник?

Добрый день. Это первая статья на моём канале, которая явно понравится всем поклонникам язвительного, тщеславного, эгоистичного царского угодника Федора Басманова. Беря столь распространённую тему, я хочу углубиться в историю и сделать небольшой анализ по фильму "Князь Серебряный" 1991 года с опорой на личность Басманова.

Буду немногословна. Фильм относится к историческому драматичному жанру, повествуя о жестокости правления Ивана Грозного. Царствование Ивана 4 считается самым кровавым в истории нашей страны, наполненное убийствами, издевательствами над невинными и извращению. Посмотрим, что предлагает нам фильм Геннадия Васильева.

Начну сразу с погружения в опричнину и их деятельность. Примерно на 14 минуте мы видим, как опричники врываются в деревню и устраивают беспорядки: подвешивают крестьянина на дереве, пытаются украсть быка и вдоволь веселятся со слёз простых людей.

-2

Данное поведение, конечно, не приемлемо среди крестьян, спокойно живших себе и работающих на землях. Это и не понравилось князю Серебряному (Один из главных героев фильма). Поэтому, опуская подробности эпизодов с убийством священника, Серебряный наведывается к Ивану Грозному, дабы разобраться с тем, что творят его опричники и велено ли это им громить деревни?

-3

И именно здесь появляется наш любимый Фёдор Басманов. Те первые минуты, когда мы видим его и можем по облику посудить о его состояние при царе, характере и нраве.

-4

Роскошные красные меха и золотые платья, перстни на руках и длинные черные волосы - именно так представлен нам любимец царя. Разве мог простой опричник позволить себе подобные наряды? Ехидная улыбка, мелкий взгляд на приехавшего и полная уверенность в себе. Басманов стоит на ступенях дворца, с высока наблюдая за тем, как сговорил опричников натравить на князя Серебряного медведя.

"Гляди-ка, Серебряный пожаловал?"

Что это было? Ревность или внушение мучений людских? На ситуацию можно посмотреть с разных сторон, но одно понятно сразу - Басманов не такой опричник, как остальные и имеет хорошее местечко при царе.

-5

Примерно так выглядели пиры Ивана Грозного и опричников, звали детей-шутов, раскладывали самые дорогие закуски и устраивали веселье. И какой же стол без Басманова с синим венком из цветов?

-6

Женоподобный облик, явно выделяющаяся роскошью одежда может дать понять, что Грозный вёл себя неравнодушную к Басманову. А последний исполнял любую прихоть царя, в то числе и танцы в летнике и цветочном венке. На этих кадрах одно удовольствие любоваться ярким, высокомерным Басмановым, который не признаёт кого-либо в данном кругу, кроме своего Государя.

Если мы посмотрим на дальнейшие события, как один из гостей проломил головой бубен в потери разума от выпитого напитка - Иван Грозный подхватывается смехом от смеха Фёдора. Совпадение или уже привычка?

Давайте ещё немного насладимся прекрасными кадрами нашего героя, его необычный, но в то же время хитрый взгляд на царя, когда понимает, что за свои проделки с медведем не получит наказания. Возможно, именно этот взгляд выражал преданность и уверенность рядом с Грозным.

-7

Далее Басманов появится уже при поручении царя - простить и помиловать боярина, в последствие чего это событие будет отмечено за празднованием. Фёдор не упускает возможности полюбоваться на свой лик в зеркальном отражение и поправить пряди, а затем - сесть с вальяжностью, положив ногу на ногу. Каждая черта, каждое действие Басманова говорила о его развеиванием мифов о мужественности. Он - само воплощение мужественности и женственности в одном.

-8
"Жаль сегодня не поспею в баню"

Басманов остаётся с князем Серебряным и не чувствует в себе стыда или неуверенности за свой проступок, наоборот, он - лидер в дальнейшем диалоге. Он знает, что у него имеется за спиной поддержка царя, а значит и не страшен никакой другой смертный

- Так выходит, то всё правда, что про тебя говорят?
- Ха, что же про меня говорят?
- А то говорят, что ты перед царём, прости господи, в бабье юбке пляшешь!

Басманов пробивается на смех, не унижаясь при этом разговоре, хотя в 16 веке жестоко относились к подобным вещам и карались они смертными муками. Он прекрасно знает, что царю не найти кого-то, лучше и краше самого себя. Этот человек не просто умел лихо нашёптывать царю и плясать в летнике - он чувствовал уверенность при каждом своём действие и слове. Так мы видим того Басманова, который представлен в экране насквозь. Раскованный, распутный и высокомерный.

-9
"А мне вообще на вас на всех наплевать"

Ещё один момент, который стоит рассмотреть - это поднятие ножа на Басманова. Федя провоцирует князя на драку своими словами о возлюбленной, потому последний поднимает нож и грозится убить его.

-10
"Ты на кого руку подымаешь, дурак?"

Действительно, князь, жить надоело, абы царского любовника убивать? Фёдор не теряется и показывает всем смертным, что он не крестьянин, не простой опричник, на которого можно замахнуться с ножом. Один донос Грозному и все будут жестоко повешены и убиты, именно так представляет себе сам Басманов. Но может, это лишь убеждение и единственная его попытка держаться на плаву, с надеждой на надобность царю?

И последняя сцена, которую я хочу рассмотреть, это покои царя и его решение политических вопросов.

"Пусть мне Федора Басманов укажет"
-11

В этом фрагменте показано многозначительное отношение царя к Басманову. Лёгкие касания руки, затем резкие захваты лица и падение на колени - Грозный ставит Басманова на настоящее место жизни - угодничество. Тем не менее, он советуется с ним о планах на жизнь князей Серебряного и Вяземского.

В последние моменты, если вы посмотрите, Фёдор полностью иронизирует слова царя, когда тот спокойно разрешает тому уйти. Он впадает в истерику и устраивает не просто драму, он разрушен и даёт себе волю сказать, что много взял на душу грехов со службы царя. Все их грехи можно разделить на пару, они были совместными.

Подводя итог, хочу сказать, что фильм советую посмотреть всем, независимо от вашего отношения к данному историческому герою. Мы рассмотрели Басманова лишь со стороны картины фильмы, того образа, который создал герой сам себе, но если мы заглянем в глубины его души - будет ли там тот же счастливый тщеславный угодник? При прощание с царём он упоминает о службе, которую нёс ему, на которую не осмелится другой. Нельзя отрицать, что Фёдор был распутником, но даже если нет, он создал тот образ равнодушия и высокомерия к другим, в то время, как в его душе мог медленно разрушаться молодой мальчишка. Волей или неволей он оказался при царских палатах, драгоценностях и роскоши? То ли это, что Басманов желал увидеть в своей жизни? Известно это лишь ему одному, а его история, такая короткая, но яркая и отважная уходит в последний путь вместе с ним.

- Иуда.. Иуда.. за сколько ты меня продал? - кричит смертный Афоня.
- Кто из нас не Иуда, а кто Христос.. ты что ли?