С тех пор, как я начала свой путь к экологичному образу жизни, я регулярно сталкивалась с гриншеймингом. Главная причина – мои волосы, потому что у экоблогера не может быть фиолетовых волос, ведь краска неэкологична. Наверное, меня стыдили бы меньше, если бы волосы были зелёного цвета.
Гриншейминг – действия или высказывания, которые направлены на то, чтобы пристыдить кого-либо за неэкологичный (или недостаточно экологичный) образ жизни.
Честно говоря, такого слова нет, я его придумала)) Но пусть будет, мне кажется, оно приживется как минимум потому, что я сначала употребила его в предложении и только потом дала определение, но вы всё равно, скорее всего, сразу поняли что я имею в виду.
Если серьезно, то над гриншеймингом я задумалась около года назад, когда впервые сотрудничала с авиакомпанией S7. Тогда летом в Сибири горели леса и S7 высаживали миллион деревьев, покупая саженцы на часть денег с каждого проданного билета.
Вот тогда им конечно нехило ПРИЛЕТЕЛО (простите за каламбур, но авиа же), мол авиакомпании неэкологичные, тоже мне экоинициатива, лучше бы они … [подставить любую версию того, что лучше сделать авиакомпании вместо высадки лесов].
Второй пример – регулярно за гринвошинг прилетало H&M. За то, что они собирают одежду на переработку у себя в магазинах. Как так, фастфэшон и переработка – немыслимо! Тоже несправедливо, я считаю, потому что компания делала хоть что-то, чтобы помогать экологии + у них есть линейка Conscious с одеждой из органического хлопка примерно за те же деньги, что и их обычные коллекции. Так что тут я была на их стороне. А вот когда выяснилось, что российский подрядчик I:Collect накосячил и перепродавали сданную в H&M одежду, вот тут уже гринвошинг чистой воды. Сейчас компания реорганизует сбор вещей на переработку (акцию, правда, не остановили, что странно) и планирует его перезапустить. Ждём.
Почувствуйте разницу! Когда переработчик говорит, что вещи отправляют на переработку, а сам продаёт их на складе в Лыткарино за 30₽/кг и когда неэкологичная компания (ну т.е. почти любая компания) делает всякие классные экоинициативы.
Первое – обман и гринвошинг. Второе – желание помочь. Ведь компания не только собирает вещи на переработку/высаживает деревья и пр. Она еще и помогает распространять информацию о сортировке отходов, проблемах пожаров, правилах утилизации отходов и пр.
Второй момент, который многих волнует “Ну так компания же пиарится на экологии”. И тут моя позиция (с которой многие могу не согласиться) такая: если бренд действительно делает то, что он заявляет – пусть пиарится себе на здоровье. Если компания строит пиар на уборке мусора с пляжей, высадке леса, сборе техники на переработку в своих магазинах – пусть строит. Я уверена, что если все будут пиариться на экологии и соревноваться, у кого больше мусора было собрано в этом году, – мир вообще будет совсем иным!)
По этой же причине я не понимаю обесценивания достижений людей: мне написали читательницы, которые говорили, что знакомые их обесценивают “Ну ты же всего лишь отходы сортируешь, ну что же такого особенного, вот если бы ты [подставить любое достижение уровня “отдала все свои деньги бездомным и переписала квартиру на детей в Африке”] – вот это да! А мусор, все эти ваши многоразовые кружечки – пфф, фигня. Так каждый может”.
Так вот, да. Каждый может. Но почему-то не каждый делает. “Следи за собой” (С) В.Цой.
Туда же, кстати и другая грань обесценивания, исходящая от адептов zero-waste, требующих от окружающих того же, что и от себя с посылом “Я могу и ты должен это делать”. Не должен. Никто вообще никому ничего не должен, всё сугубо добровольно.
P.S. А экоблогером я зовусь потому, что об экологии вам тут рассказываю, а не потому что я самый экологичный человек на земле. А то многие путают причину и следствие)