Найти тему

Основная причина, почему любимое дело не приносит доход.

Эта статья о малом бизнесе, выросшем из увлечений его владельцев. Она ориентирована на тех, кто уже перестал работать в режиме «самозанятого» и нанимает от 5 и более сотрудников, имеет небольшую материальную базу, успел обзавестись некоторым числом постоянных клиентов. Но почему-то желаемого уровня доходов дело не приносит.

Я не буду разбирать здесь типичные бизнес-ошибки: плохо проведенное исследование востребованности продукции или услуг, низкая квалификация сотрудников и низкое качество продукта, невнимание к системе продаж и другие.

Все эти ошибки, на мой взгляд — следствие одной основной - не правильного отношения к делу.

Основная ошибка - отношение к бизнесу, как к хобби.

Поискав на Дзене и в других источниках, я нашла множество материалов о том, что надо заниматься делом, которое вам интересно, развиваться как творческая личность и не довольствоваться нелюбимой работой ради заработка.

Но что делать потом, когда как творческая личность уже состоялся, и заработок, вроде бы есть, но меньше желаемого, и масштабировать бизнес не получается.

Много лет я наблюдаю работу психологического центра, который основан и управляется именно такими творческими личностями, психологами с большим опытом, успешно развивавшим свои направления.

На примере этого Центра разберем признаки, по которым можно диагностировать, что в отношении к работе преобладают эмоции, а не практичность и расчет.

1. Многие энтузиасты, начиная заниматься любимым делом, устанавливают низкие расценки. На первый взгляд, исследуемый нами Центр таким подходом не «грешит» - расценки примерно средние по городу, отнюдь не низкие. Специалисты себя ценят.

2. «Делаю то, что хочу, когда хочу и сколько хочу» - снова кажется, что это к нашему случаю не относится. Но все это только на первый взгляд.

Пандемия длится уже 8 месяцев, и за это время были робкие попытки перевести занятия в онлайн, но начали делать такие попытки далеко не сразу и до сих пор наибольшую часть дохода Центра составляют консультации и другие занятия, проводимые непосредственно в Центре.

То есть руководители, которые сами и проводят такие занятия, не смогли перестроиться и перестроить работу Центра. На мой вопрос ответили, что клиенты не любят онлайн. Разумеется не любят, если Вы, специалисты, его не любите.

Кроме того, онлайн тем и хорош, что расширяет географические границы клиентской базы практически до размера Земли, так как русскоговорящие люди есть везде. И для многих из них приемлемой и привычной является гораздо более высокая стоимость психологических услуг, чем та, которая принята в нашем городе — вот верный, хотя и не очевидный вывод о целесообразности ценовой политики (пункт 1).

Кроме того, перечень предлагаемых услуг сократился не только из-за эпидемической обстановки. И остались в основном те направления, которые ведут 3-4 ведущих психолога. По какой-то причине не проводятся занятия, пользующиеся спросом, но проводившиеся другими специалистами.

3. Диагностически важным признаком является внешний вид и состояние помещений в Центре.

Директор думает, что любит комнатные цветы. В результате почти пятая часть зала заставлена горшками, ведерками из-под майонеза и кувшинами с комнатными цветами, не поместившимися у нее дома.

В последнее время я заметила, что пенсионерки в хрущевках стали выставлять ненужные цветы на подоконники в подъезде. Директор везет такие цветы на работу. При чем, большинство из них выглядит так, что не может украсить даже подъезд хрущевки. А примерно половина засохла полностью и в горшке красуются их останки.

Вариантов превращения рабочего пространства в продолжение дома или личного гаража может быть множество: владелец небольшого автосервиса может привезти на работу столярные или другие не нужные в автосервисе инструменты и так далее.

Проанализировав, можно найти различные признаки того, что руководители предпочитают заниматься узконаправленной деятельностью. Работать как специалист, а не как руководитель.

Это плохо?

Все зависит от того, что является приоритетной задачей для владельца бизнеса: развивать бизнес в целом, масштабировать его и в результате зарабатывать больше денег, или развиваться как узкий специалист и заниматься любимым делом.

Правильный ответ для каждого свой.