Прежде всего, нужно пояснить, что чувство вины есть у каждого. Однако в ходе работы над собой оно исчезает. Человек при прохождении обучения сам начинает все глубже понимать.
Во-первых, он перестает чувствовать себя виноватым в том, что он где-то облажался. Ведь это совершенно неправильный подход. Он похож на орел-решка, так как есть полуорел и полурешка и вообще еще какая-то фигура.
Во-вторых, меняется мировоззренческая позиция и человек из чувства вины выходит.
Именно это самое чувство из базовых мешает человеку работать с другими людьми: «А не натворю ли я еще больше, не усугублю ли я карму… А может у моей дочери все плохо, потому что я ходила к гадалке в 22года…»
Я на это открываю полностью глаза и чувство вины стараюсь просто сжечь огнем и мечом. Люди, начиная работать с другими людьми, понимают, что фактология такая: либо помочь себе разобраться и больше выгод получить от жизни, либо помочь другим людям. А мотив скрыт как раз на чувстве вины, чтобы так сказать «откупиться».
Когда ты начинаешь понимать причинно-следственные связи всего, что с нами происходит — это основы мировоззренческой психологии, этнической, духовной психологии, то само понятие вины меняется – нивелируется или трансформируется во что-то более деятельное, позитивное и созидательное. Момент сублимации вины в какой-то позитивный момент на обучении обязательно есть. Я с этим моментом работаю.
Я никогда никого ни в чем не обвиняю. У меня нет виноватых. Я считаю, что не имею на это права. Бывают люди запутываются, у них жизнь так сложилась… Я-то тут при чем, почему я должен констатировать это?! Наоборот, я хочу, чтобы они в себя верить начали, чтобы надежды у них появились. Ведь чувство вины – это как полкан с ружьем, говорящий: «Нет, дорогуша, ты виновата! Иди-ка давай…»
Еще есть момент по религиозным предпочтениям — все религии стоят на чувстве вины. А в эзотерических практиках гедония ставится выше чувства вины, покорности, всевозможной аскезы.
Жизнь для того, что мы приходим получить от нее удовольствие, по максимуму пользы миру принести и радости получить. Поэтому чувству вины места нет. Я стараюсь всячески ее убрать.
Часто женщины, например, спрашивают у меня на консультациях про своего мужа или ребенка. Я говорю: « У вас время не так много – начните с себя. Вы пришли ко мне, а не ваш муж или ребенок. Давайте в вас разберемся»… И оказывается - вот где «осиное гнездо». Тот кто «не парится», она за них спрашивает, а помощь в первую очередь нужна ей...
Андрей Киселев