Обе эти выдающиеся художницы двадцатого столетия творили в жанре сюрреализма. Если вы зайдете почти в любую статью в интернете, посвященную творчеству одной из них, то среди репродукций работ почти гарантированно встретите одну-две работы второй художницы.
Почему случаются такие ошибки? Потому ли, что их творчество и правда схоже?
Безусловно, в работах художниц есть некая единая направленность, поскольку обе они прислушивались к своему подсознанию и создавали на своих картинах причудливые миры, которые имели очень мало связи с обыденной реальностью. Их картины населены странными существами и сказочными животными. Возможно, на первый взгляд именно поэтому полотна Варо и Каррингтон и можно спутать. Но стоит вглядеться повнимательнее, и вы сможете безошибочно определять авторство работ этих художниц.
Они дружили в тот период, когда обе жили в Мексике, и скорее всего, обменивались творческими идеями и поддерживали друг друга. Увы, Леонора пережила свою подругу - Ремедиос Варо умерла в расцвете лет и карьеры от инфаркта, ей было всего 55 лет.
Полотна Ремедиос Варо полны мистики, а также отсылок к среднековой алхимии и магии. Ее герои отважно исследуют окружающий мир, делают научные открытия, отправляются в странствия, они творят, грезят наяву и мечтают обрести философский камень.
На своих картинах Ремедиос ищет ответ на вопрос об устройстве мироздания, на них часто можно увидеть, как именно создается мир. Она словно показывает изнанку повседневных вещей, и после общения с ее картинами зритель видит мир немного иначе.
Ее герои отважны и полны вдохновения, они озабочены поиском своего предназначения.
На полотнах Ремедиос часто можно увидеть стройную женщину с лицом-сердечком и огромными глазами, которая имеет некоторое сходство с самой художницей:
Тесная связь с силами природы, понимание ее законов и осознание как собственной творческой сути, так и творческого начала, которое проявляется буквально во всем вокруг нас делает наследие Ремедиос Варо не просто сюрреалистическими дамскими картинками, а глубоким источником энергии и жизненных сил. Рассматривая ее работы, можно совершить немало открытий о мире и о себе самом:
Если мы посмотрим на работы Леоноры Каррингтон, которых она за время долгой жизни (а прожила она 94 года) написала немало, то обнаружим, что ее тоже интересовали эзотерические темы, наследие прошлого, алхимия и магия.
Но ее полотна гораздо более густо населены, и уже по этому признаку их можно довольно легко отличить от картин Варо. Персонажи Леоноры бродят по бесконечным лабиринтам и плавают на лодках по подземным озерам:
Животные и птицы на ее картинах зачастую выглядят более одухотворенными и понимающими тайны бытия, чем люди:
На этой работе лист растения похож на музыкальный инструмент:
Стилистика и образный ряд Леоноры Карринтон совершенно иной, чем у Варо. На мой личный взгляд, в картинах и рисунках Карринтон гораздо больше скрытого юмора. Ее магические существа, которые тихонько занимаются своими волшебными делами, выглядят забавно в своей сосредоточенности.
Кстати, Леонора Каррингтон помимо живописи занималась еще и художественной прозой, и ее книга "Слуховая трубка" о похождениях старушки уморительно смешная, в духе лучших традиций Алисы в стране чудес и прочей литуратуры абсурда.
Как может заметить внимательный зритель, картины Каррингтон очень отличаются от творчества Варо, несмотря на то, что их явно волновали близкие темы, а именно: происхождение человечества, мифология и культура древности, связь человека с миром животных и растений.
Они обе оставили значимый след в живописи и продолжают влиять на новые поколения художников.
Спасибо, что дочитали! Поставьте, пожалуйста, лайк, если вам понравилась статья, это поможет развитию канала.