Найти тему

Холодно ли было в танке Т-34 зимой?

Серийное производство легендарных Т-34 началось почти за год до начала Второй Мировой и их модернизация осуществлялась не только на протяжении всего хода войны, но и после ее окончания.

Конструкторы особый акцент делали на трех характеристиках танка: защищенность, маневренность и огневая сила.

Но какой бы мощной и маневренной машина не была, без человека – это всего лишь груда металла.

Что же касается комфорта экипажа и элементов управления бронированной машиной, то таким немаловажным аспектам внимания уделялось гораздо меньше, особенно комфорту!

Хотя органы управления Т-34 от автомобиля почти не отличаются, разве что вместо привычного руля в танке используются рычаги, но тем не менее неудобств с его управлением у экипажа хватало!

Танк внутри
Танк внутри

Проблема была в том, что водитель-механик очень редко мог включить передачу с первого раза – для этого требовалось приложить физическую силу!

В первых моделях Т-34 была четырехступенчатая коробка передач, на которой скорости нужно было нередко переключать с помощью деревянного молотка.

Установка пятиступенчатой коробки передач немного решила проблему с переключением скоростей – молоток уже использовать не нужно было, но физическую силу применять все равно приходилось.

Исход боя зависел от слаженной работы всего экипажа.

В первых моделях Т-34 он состоял из четырех человек.

Это уже в модернизированной модели Т-34-85 появился пятый член экипажа – наводчик.

В самом начале войны одним из больных мест танка была связь – из-за низкого качества радиостанций 71-ТК-3 (рации были не во всех машинах).

Переговорное устройство работало отвратительно, поэтому направление движения танка водителю указывали руки или…сапоги командира экипажа, которые находились на плечах водителя.

В зависимости от того на какое плечо давил командир, в ту сторону и надо было двигаться.

-3

Со временем эта проблема была решена, но сколько же это неудобств принесло экипажу до модернизации связи!

Из-за плохой вентиляции, во время боя, внутреннее помещение машины наполнялось пороховыми газами, от которых особо страдал заряжающий, нередко теряя сознание.

Эту проблему удалось устранить только после войны!

Танки стали оснащать приборами, которые откачивали пороховые газы сразу после выстрела непосредственно из самого ствола, не давая газам попасть внутрь.

Что касается температуры воздуха внутри танка, то в летнее время, во время боя внутри было невыносимо жарко – температура в машине была на 8-12 градусов выше, чем снаружи, что нередко приводило к повышению температуры тела у членов экипажа до 38 градусов!

В зимнее время в танке было почти так же холодно, как и на улице – мощная броня промерзала и сама по себе источала холод.

Учитывая небольшую площадь внутреннего «помещения» танка, члены экипажа были ограничены в движении, поэтому, чтобы не мерзнуть, приходилось на себя надевать много одежды, что делало движение танкистов еще более скованным.

Из-за плохого качества оргстекла экипаж был вынужден держать приоткрытым люк, в который в зимнее время, да еще и на скорости проникал холодный воздух.

Что касается отдыха, то в сильные морозы в танке спать было просто нереально, поэтому экипаж, если не удавалось найти подходящее место для ночлега, прибегал к некоторым хитростям.

-4

Если была возможность вырыть траншею или найти уже готовую, то машину располагали прямо над траншеей, танк накрывали брезентовым полотном, которое входило в комплект танка, а сам экипаж располагался в траншее под танком, где растапливал печку по типу «буржуйки», которую всегда возил с собой.

Если же вырыть траншею в промерзшей земле не получалось, то под танком раскладывали тлеющие головешки, машину накрывали брезентом, а сами размещались в танке.

Не многие танкисты могли похвастаться тем, что им иногда удавалось поспать в нормальных условиях – в основном: либо в танке, либо под танком, либо возле танка!

-5

Подписывайтесь, пишите комментарии!

Спасибо за внимание к моему каналу!