Всегда смотрите на то, кто от этого выиграл.
09 ноября 2020 главы Армении, Азербайджана и России подписали соглашение о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе. Но собирается ли Пашинян исполнять все пункты данного соглашения?
Всем понятно, что если бы не тяжелое положение армянских вооруженных сил в Нагорно-Карабахской Республики премьер-министр Армении никогда не стал бы даже обсуждать подписание данного документа. Ведь это сильнейший удар по его имиджу.
Но Пашинян не привык проигрывать. Вернее сказать, готов выигрывать любой ценой, если вспомнить каким образом в 2018 году он стал премьер-министром.
Итак, Пашинян проамериканский политик последнего поколения, пришедший к власти с помощью «цветной» революции. Давайте посмотрим, как эти политические деятели исполняют условия перемирий в случае своего поражения. Ну, с Саакашвили просто, на момент подписания перемирия по российско-грузинскому конфликту 2008 года грузинской стороне фактически не надо было предпринимать каких-либо активных действий, просто оставаться в границах своего государства. Но есть другой пример — конфликт на территории Украины. Второе минское соглашение согласовано руководителями Германии, Франции, Украины и России 11-12 февраля 2015 года. За прошедшие пять лет украинские президенты только и делали, что уклонялись от исполнения пунктов данных соглашений. И уклонялись успешно. Ни один пункт так и не выполнен.
В настоящий момент Пашинян попал в политические жернова. Он проиграл войну, которая началась из-за его неуступчивости в переговорном процессе. «Партия мира» в Армении считает, что можно было избежать жертв и разрушений. «Партия войны», наоборот, что премьер-министр рано сдался. Понятно, что «партия войны» для Пашиняна идеологически ближе и сейчас он должен перед её представителями как-то оправдаться. Один из вариантов — бойкотировать исполнение пунктов соглашения о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе и удержать, таким образом, оставшиеся позиции, в надежде на то, что по прошествии определённого времени изменится международная политическая обстановка и расклад сил в Закавказье. Очевидно, что сделать это можно с помощью трёх инструментов. Первое — начать новый переговорный процесс, в который вовлечь своих союзников. Это теоретически возможно, учитывая наличие Минской группы ОБСЕ по Карабахскому конфликту, в которую в качестве сопредседателей, кроме России, входят Франция и США. Второе — сослаться на невозможность управления отдельными вооруженными армянскими формированиями в Карабахе, так же как власти Украины ссылаются на невозможность управлять батальонами националистов. Третье — объяснять своё бездействие форс-мажорными ситуациями, как то обвалы на дорогах, потеря государственного управления в результате массовых беспорядков, последствия эпидемии.
Согласно содержанию соглашений Армения обязалась возвратить Азербайджану:
— до 15 ноября 2020 года Кельбаджарский район;
— до 20 ноября 2020 Агдамский район и территории, удерживаемые Армянской Стороной в Газахском районе Азербайджанской Республики;
— до 1 декабря 2020 года Лачинский район.
Теперь посмотрим, что происходит в последние дни.
12 ноября 2020 премьер-министр Армении Пашинян заявил о незавершенности конфликта.
13 ноября 2020 приходит сообщение о том, что командир Армии обороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики Карен Джалавян отказался покинуть свои позиции, часть которых должна быть передана Азербайджану по трехстороннему соглашению.
15 ноября 2020 года в связи с недостаточной пропускной способностью дорожной сети, Армения с помощью России обратилась к Азербайджану и попросила отсрочку исполнения в части вывода вооруженных формирований из Кельбаджара (Карвачара). Азербайджан согласился продлить срок вывода до 25 ноября 2020 года.
Складывается впечатление, что в Карабахе ещё ничего не кончилось и нас ждёт ещё много связанных с ним политических событий.
Мировая политика интересное кино. Как говорится, «оставайтесь с нами», продолжение в следующей серии.