Давайте поговорим об этом, пока у нас есть такая возможность. Потому что, по заявлениям Рособрнадзора, формат проведения итогового сочинения в следующем году должен измениться. Виной всему многочисленные сайты, которые обеспечивают всех таким количеством готовых аргументов, что большая часть сочинений выпускников, мягко говоря, далека от уникальности. Поэтому будут что-то решать. Может быть, полностью искоренят направления или будут сообщать их недели за две до даты работы. Пока не известно.
В этом году мы хотя бы знаем направления, хотя они настолько обтекаемые... Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» вообще многих поставило в тупик. ФИПИ рекомендует нам поразмышлять о молодёжи XXI века , опираясь на труды современных писателей, ученых, журналистов…
И тут возникает ряд проблем, связанных с тем, что выпускники с трудами современных писателей, ученых, журналистов, в принципе, не очень-то и знакомы. Что же делать? Проще всего забить вообще на это направление. Хватит нам и остальных четырех. Но народ у нас ответственный - и вот уже на различных образовательных сайтах появляются аргументы, сочинения, списки рекомендуемой литературы. Даже не знаю, что и сказать о людях, которые учат писать сочинения о "портрете моего поколения", приводя аргументы из «Горя от ума» или «Грозы». Но, насколько я могу судить, примерно 80% шаблонов работ по этому направлению не соответствует требованиям, предъявляемым к ИС. Объясняю почему.
1. Многие сочинения вообще написаны без привязки к литературному материалу. Конечно, иногда хочется просто выразить свое мнение по какому-то вопросу. Кому, как не нам, знать всё о современности. Но в таком случае не выполняется одно из основных требований: опора на литературный материал. Боюсь, такая работа вообще не будет зачтена.
2. Очень много сочинений с аргументами из произведений XVIII – XIX вв. Да уж, «Недоросль» Фонвизина отлично поможет нам разобраться в проблемах современных «отцов» и «детей»)))
Мы уже написали сочинения на несколько тем в рамках этого направления. Скажу одно: ребятам было трудно. Во-первых, потому что пришлось познакомиться с рядом новых литературных источников. Во-вторых, темы раскрывать было непросто – вопросы на самом деле дискуссионного характера. Но кое-что у нас получилось. Мы написали сочинения на следующие темы:
1. Что представляет собой портрет моего поколения?
2. Кого можно назвать героем XXI века?
3. Нужно ли читать книги в XXI веке?
4. Как формируются нравственные ориентиры современного человека?
5. «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
Использовали литературу (ту, которая достаточно легко читается)
- Е.В. Мурашова «Класс коррекции» (повесть)
- Е.В. Мурашова «Все мы родом из детства» (публиц.)
- А.В. Геласимов «Нежный возраст» (рассказ)
- И.Лёвшин «Полёт» (рассказ)
- А.Ткачев «Сила книги» (публиц.)
- Е.Глинка «Я всегда на стороне слабого» (публиц.)
- А.В. Сапа «Поколение Z – поколение эпохи ФГОС» (публиц.)
И это далеко не все источники. Литературу старались брать свеженькую))) А как вам работается с направлением "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»? Какой литературный материал используете? Одну из новых работ по этому направлению опубликую в ближайшее время.
***В помощь выпускникам мы составили комплект сочинений по 3 направлениям: "Разговор с собой" (8 работ), "Я и другие" (7 работ), "Между прошлым и будущим: портрет моего поколения" (5 работ). Всего 20 работ, которые нигде не публиковались. С примерами сочинений вы можете ознакомиться здесь. Для приобретения комплекта из 20 работ в электронном виде (250 рублей) отправьте заявку на эл. почту: 89033891747@mail.ru. Темы работ можете узнать дополнительно.