Рекламации в контрактах с китайскими поставщиками. Часть 1.
Мы собрали актуальные вопросы по рекламациям в контрактах с поставщиками из Поднебесной. Отвечает эксперт по ВЭД с Китаем, бизнес-консультант Анна Медведева.
Какие существуют схемы компенсации, если китайский поставщик отгрузил брак?
Самый распространенный способ – скидка на будущие партии. Здесь есть тонкости, но практика более-менее отработана.
В некоторых случаях можно договориться о допоставке товара. Правда, если товар штучный, эксклюзивный, с высокой стоимостью, долгими сроками производства, допоставка случится нескоро. Лучше всего её запрашивать, если вы получаете товар револьверно, периодично.
А вот вернуть деньги, к сожалению, зачастую трудно. Правда, это зависит от ситуации, ваших отношений с поставщиком и политики банка, в котором проходят операции по сделке.
Но если товар плох, почему я не могу получить назад свои деньги?
К сожалению, возврат стоимости дефектного товара – прямой вопрос к банкам (и на территории Китая, и в России). Причина тому – валютный контроль. По опыту банки не согласны на такие операции. Когда сделки зарегистрированы, их паспорта открыты, таможенные документы задекларированы, то сумму, уменьшающую или увеличивающую валютное сальдо, не всегда можно грамотно оформить. Подтягиваются расчет налоговой базы, уплаченные таможенные платежи, банковские проверки о легальности возврата – это непростая задача для банка.
Вернуть деньги за брак практически невозможно. При регулярных поставках можно договориться с поставщиком о компенсации за счёт скидки или допоставки.
Из практики: одна московская компания получила не очень качественный металлопрокат. Проблема оказалась в краске. Ей на лакокрасочном заводе что-то нахимичили и без предупреждения поменяли состав. Новая краска стала облезать при монтаже. Что ж, китайский завод согласился с претензией, договорились о возврате денег (сделка на $1,5 млн, претензия на 15% стоимости товара). Но препятствием стал банк, дескать, ничего вернуть нельзя. «А вдруг вы там какие-нибудь деньги незаконно используете? И как мы вообще это теперь проведем – 4 месяца прошло! Сроки по предоставлению претензий закончились». Дело закончилось тем, что производитель решал вопрос с покупателем частным образом.онтейнер с браком... Подпрыгиваем, но не от радости!
Действительно ли самый оптимальный вариант – скидка?
Он технически проще. Схема позволяет избежать вопросов со стороны банка и валютного контроля. Но при крупной скидке возможно значительное занижение таможенной стоимости товара и проблемы могут возникнуть уже на таможне из-за корректировки таможенной стоимости (КТС). Ну и сами китайские поставщики едва ли станут что-то делать себе в ущерб. Возможно сумму причиненного ущерба придется возмещать за несколько поставок путем нескольких небольших скидок на товар.