Найти тему
Ехидный историк

Можно ли ассимилировать нерусских в России

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

В прошлой статье я упоминал о том, что никакая ассимиляция в россиян, которую продвигает сейчас наша власть, в принципе невозможна. Потому как само по себе понятие «россиян» внутренне противоречиво. С одной стороны, говорится о необходимости, чтобы все люди в России чувствовали себя одним народом. С другой, всячески подчёркивается, что у нас многонациональность, много разных народов, языков, культур и прочего. Понятно, что тут нужно выбирать одно или другое. Или у нас единый народ, с общими языком, культурой, нормами поведения, или много разных. Одновременно иметь и то, и другое – не получится.

Ну а если рассматривать возможность ассимиляции всех не в аморфных россиян, а во вполне конкретных русских? Что же, процесс ассимиляции явление историческое, давно известное, существующее далеко не только в России. Но вокруг этого процесса в современной России накручено слишком много мифов и откровенной лжи, за которой скрывается нежелание нашей власти как-то способствовать этому процессу.

Один из мифов связан с тем, что Россия и русские обладают какой-то невероятной способностью к ассимиляции, значительно выше, чем у других народов. Все в принципе понимают, что если сейчас несколько тысяч русских переедут в Китай, то китайцами они не станут. Может быть только где-то в третьем поколении их потомки, при условии, что они не замкнутся в своей небольшой диаспоре, а будут активно взаимодействовать с местными в плане заключения браков.

Но вот относительно России нам пытаются внушить, что стоит только человеку пересечь границы страны, ну или получить паспорт РФ, то он сразу превращается в русского или россиянина. Разумеется, способность к ассимиляции у русских ничем не выше, чем у остальных народов. Она может быть выше или ниже в зависимости от исторической эпохи и конкретных условий. К числу самых важных условий можно отнести то, а насколько сами люди иных национальностей заинтересованы в этой самой ассимиляции. Ассимиляция может быть успешной, только в том случае если русским быть в России выгодно, привлекательно, престижно.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Как с этим обстоит дело в современной РФ? Ну вот, допустим, чеченец, ему бы хотелось стать русским? Думаю, ответ очевиден. Быть чеченцем в РФ гораздо более привлекательно. В отношении других народов в той или иной степени можно сказать тоже самое. То есть, все права и возможности, которые есть у русских, они имеют, но при этом что-то по национальной линии дополнительно всегда можно получить.

Если бы наша власть на самом деле хотела превращения всех в единый народ, то в России не должно было бы существовать никаких национальных республик, которые порой именуют себя государствами, в которых формируется собственная национальная элита, заинтересованная в как можно большей самостоятельности от центра.

У нас не существовало бы такого понятия «диаспора» как субъект, с которым государство выстраивает отношения, интересуется мнением и так далее. Есть законы России, есть гражданин России. Если он нарушает закон, то с ним по этому самому закону поступают. Диаспора хочет что-то сказать по этому поводу, сослаться на особые обычаи, традиции и культуру? Нет у нас ничего про это в УК и в любом другом кодексе, не знаем мы ни о каких диаспорах.

Нужно также понимать, что ассимиляция всегда предусматривает отказ от любой иной идентичности. У нас же можно услышать шизофреничные рассуждения в духе. Вот Гагик армянин, Бахром таджик, Ясмина татарка, а вместе все мы русские. Нет, так не бывает. Если люди считают себя именно таджиками, армянами и татарами, то они не считают себя русскими. И россиянами тоже не считают, если под этим понимать именно народ, а не гражданство.

В связи с этим порой можно услышать ещё одну ложь, что русские это вроде как и не народ вообще. Это некое состояние души или ещё что-то такое неопределённое и расплывчатое. Понятно, что таким образом можно в русские записывать кого угодно. Естественно, что русские это именно народ, который в этом плане ничем не отличается от армян, татар и прочих.

Ну и, наконец, стоит заметить, что у любой ассимиляции есть предел, ограниченный численностью. Нет ничего необычного в том, что таджик. армянин или татарин могут обрусеть, связать себя узами брака с русскими и их внуки или даже дети уже будут себя считать именно неотъемлемой частью русского народа. Но если этих людей много, если они живут диаспорами, то никакой ассимиляции не будет. Поэтому рассчитывать на то, что возможно, например, в массовом порядке ассимилировать мигрантов из Средней Азии нет никакого смысла.