Найти тему
Политликбез

Приходите к слову равному для нас и для вас.

Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ - символ русской многонациональной цивилизации.
Фонтан «Дружба народов» на ВДНХ - символ русской многонациональной цивилизации.

С 27 сентября на протяжении 43-х дней весь мир был свидетелем кровопролитного противостояния между вооружёнными силами непризнанной Нагорно-Карабахской республики и Армении с одной стороны и вооружёнными силами Азербайджана с другой . Это столкновение было прекращено 10 ноября подписанием совместного заявления Президента Российской Федерации Владимира Путина, Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева, Премьер-министра Республики Армения Никола Пашиняна. А что в итоге?

А в итоге: жертвы этой войны (погибшие с обеих сторон), усилившаяся ненависть между азербайджанцами и армянами, возросшая военно-политическая напряжённость в Закавказье. Как сообщил Путин в конце октября на полях Валдайского форума - потери с обеих сторон убитыми оцениваются в пять тысяч человек. Добавьте сюда раненных, больных, психически искалеченных в результате войны.

Я не хочу подробно разбирать этот конфликт: его причины, последствия, кто кого победил, чья армия оказалась сильнее, чья слабее. Не хочу обвинять кого-то в конфликте и искать зачинщиков, обсуждать причины поражения или победы, участвующих сторон. Я хочу порассуждать о том, а как подобные конфликты предотвратить в будущем? Что нужно сделать, а вернее какими быть, чтобы не бросать в топку сражений молодых здоровых ребят, которые могли быть стать достойными мужьями для своих жён и достойными отцами своих детей не важно какой национальности.

Немного экскурса в историю. Во времена СССР провозглашалось братство всех народов, равенство невзирая на национальность. И людей воспитывали в таком духе. Почему же одной из основных причин распада этой великой страны стали многочисленные национальные конфликты на окраинах СССР? Конфликты ведь возникали далеко не только на почве недовольства окраин центром, хотя и такое было - достаточно вспомнить страны Прибалтики (Литва, Латвия, Эстония), а также между различными национальностями, компактно проживающими в соседстве друг с другом. Ведь 28 июня 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС М.С. Горбачев заявил, что «одним из величайших завоеваний социализма стал сложившийся в нашей стране союз равноправия наций и народностей». Насколько данное утверждение было близко к реальности показали последующие события. По некоторым подсчётам в результате межнациональных конфликтов к 1991 г. в СССР было около 1 млн. беженцев различных национальностей. Ниже в таблице перечислены основные конфликты, которые произошли в период непосредственно перед и после распада СССР на территории постсоветских государств.

Таблица 1.
Таблица 1.

Многие элиты и руководящий состав бывших Советских республик, одновременно осознавая, неспособность центра осуществлять управление страной в целом с прежним уровнем качества и ослабления контроля со стороны союзного центра - не прочь были заиметь свои посольства в зарубежных странах, армии, кортежи, почётный караул, как правители других государств, а главное самим распределять совокупные доходы. Их не устраивала роль подотчётных центру первых секретарей центральных комитетов коммунистической партии своих союзных республик. Многие их них активно старались стать местными всемогущими царьками. Основной принцип властвования данных царьков: "Что хочу, то и ворочу". Во что это вылилось стало понятно красноречивее всего на примере прибалтийских стран, Украины, Киргизии, Грузии сейчас к этому подтягивается Белоруссия и Армения.

После развала империи между её осколками вспыхивают военные конфликты. Это происходит из-за борьбы за людские и земельные ресурсы, за приобретения контроля над рынками сбыта, логистическими путями и.т.д. Основными инициаторами этих конфликтов являются национальные элиты и вожди остатков империи за расширение своей власти на подконтрольные и завоёванные территории, за укрепление своего могущества. Непосредственно национальных противоречий, которые приводят к таким конфликтам мало. Основной мотив к агрессии всё же носит экономический характер: требуются дополнительные экономические ресурсы для обеспечения привычного качества жизни культурно своеобразного населения. Идеологические мотивы к враждебному поведению в отношении соседей (типа у них носы и разрез глаз не такие как у «настоящих людей»; они разбивают яйца с тупого конца, а надо с острого; мы должны вести войны против них, поскольку наши боги обязывают к жертвоприношениям и т.п.) — требуют довольно-таки высокого уровня развития толпо-«элитаризма» (система разделения населения страны на "элиту", призвание которой управлять, и толпу - остальное население страны, призвание которого безропотно ишачить на "элиту"), при котором у «элиты» появляется избыток времени на дурноумствование и насаждение веры в такого рода идеологические мифы в среде простонародья. И соответственно при достижении этой стадии развития толпо-«элитаризма» народная мудрость даёт оценку всем войнам без исключения: «паны дерутся — у холопов чубы трещат», которая подразумевает, что 1) паны дерутся за расширение сферы своего «элитарного» паразитизма и 2) вырабатываемое ими правдоподобное благообразное идеологическое обоснование необходимости начала войны против соседей — изначально лживо.

Что можно противопоставить такому принципу функционирования власти в толпо-"элитарных" государствах? Мне вспоминается несколько изречений из Корана:

1. «О люди! Воистину, Мы создали вас мужчинами и женщинами, сделали вас <разными> народами и племенами, чтобы вы узнали друг друга <, а не для того, чтобы каждый из вас презирал других>. Ведь самый уважаемый Богом среди вас тот, кто самый праведный. Поистине, Бог — знающий, сведущий!» (Коран, 49:13).

Ответ на то, кто может возражать против данной нормы, оставлю на усмотрение читателя.

2. «… приходите к слову равному для нас и для вас, (…) чтобы одним из нас не обращать других из нас в господ помимо Бога» [56] (Коран, 3:57); «Вы были на краю пропасти огня, а Он спас вас оттуда. Так разъясняет вам Бог Свои знамения, - может быть вы пойдёте прямым путём! - и пусть будет среди вас община, которая призывает к добру, приказывает одобренное и удерживает от неодобряемого. Эти - счастливы» (Коран, 3:99, 100).

Так вот, может всё-таки придём к слову равному и для нас и для вас. Хватит уже класть в топку тысячи людей за клочки земли, которые ещё неизвестно, достанутся ли победителю! Хватит уже бороться за право считаться тем, кто круче, кто сильнее, кто древнее, кто умнее и т.д. и т.п!

Я не верю, что у Армении и Азербайджана нет никаких точек соприкосновения для мира и сотрудничества. Можно же найти взаимные интересы: в науке, здравоохранении, образовании, бизнесе, военном сотрудничестве и т.д. Например, сельскохозяйственные угодья Армении занимают почти половину территории (44%), и сельское хозяйство занимает ведущую роль в экономике этой страны. У Азербайджана же на первом месте по вкладу в экономику промышленность – 44,6%. Армения могла бы обменивать сельскохозяйственные товары и продовольствие на продукцию промышленного производства и сырьё Азербайджана - в Азербайджане также большие залежи нефти. Армения и Азербайджан могут выступить инициаторами создания братского союза государств Закавказья. Этот союз был бы значительным самостоятельным политическим игроком в регионе и смог бы самостоятельно противостоять экспансионистским устремлениям других стран региона, таких как Турция. Необходимо добиться такого уровня дружбы и добрососедства между Азербайджаном и Арменией, чтобы уже было не важно в состав какого государства входит и какой статус имеет Нагорный Карабах.

Как говорит народная мудрость: “Там где не пройдет войско, там пройдет осел, навьюченный золотом”. Поэтому можно одерживать победы в сражениях и даже в войнах, но остаться у разбитого корыта, если осёл навьюченный золотом купит продажную "элиту" тех народов, многочисленные представители которых самоотверженно гибнут на фронтах самых разных войн и действительно освободительных и безумно бессмысленных.