Мне после школы довелось работать на старом ДТ-75, еще с ручной муфтой сцепления. Трактор достался по «наследству» от Василия Макаровича, который отработал на нем десять лет и вышел на пенсию. Вообще то , хотелось работать на колесном МТЗ-80 или Т-40. Но так как весной идти в армию, бригадир и закрепил за мной этот трактор. Лето и осень в основном занимался обработкой паров и пахотой.
Трактор предполагалось списать, решили не включать его в график ремонта и задействовать зимой, навешав бульдозерную лопату. Меня такой вариант устраивал, лучше ездить чистить и пробивать дороги в снегу, чем возиться в мазуте в МТМ. С наступлением первых холодов, я, как мог, укрыл двигатель трактора старым дерматиновым чехлом.
Штатное оборудование подогрева кабины, состояло из большой трубы с закрепленной к диффузору радиатора, хватало только для обдува лобовых стекол. В кабине было ощутимо прохладно, и я думал, что мне всю зиму придется ездить в ватниках и полушубке одетом на тонкую фуфайку, не снимая рукавиц.
Но вот , в конце октября , утром на бригаде появился Василий Макарович , прежний хозяин трактора, попросил меня заехать к нему домой и забрать «зимнее оборудование» трактора. Теряясь в догадках, в обед я подъехал к дому Макарыча. Он повел меня в сарай и показав на непонятный , грубо сваренный из толстостенной трубы бочонок, наподобие небольшого самовара, сказал, что это и есть , то самое оборудование для обогрева кабины.
Он подробно объяснил, как им пользоваться. Устанавливается этот «самовар» вместо пассажирского сидения, прямо на железный ящик. Выводится небольшой дымоход в крепежное место для термоса, ставится небольшой бочок для соляры, в слив бочка встроена самодельная винтовая капельница ( как в карбидке), через медную трубку поступает соляра в «самовар» и капает на жгут из асбеста, который зажигается спичкой.
Конечно предусмотрен и приток воздуха , ограждение из сетки, но все это было грамотно скомпоновано, что не занимало много места и не мешало при работе. Как показал практический опыт использования этого «примуса», расход соляры меньше 500 грамм за рабочий день, быстро прогревает кабину, даже при минус 25 градусов приходилось приспускать боковое стекло.
Василий Макарович сделал этот обогреватель еще, когда работал на ДТ-54. Поглядел, как трактористы на С-100 ставят небольшие буржуйки в кабину в зимнее время. Но кабина у ДТ-54 маленькая, да и опасно с буржуйкой, а вот такой небольшой салярный обогреватель и места мало занимает, и дров не надо.
Придумать капельницу ему помог опыт работы на целине, когда по первому времени жили в палатках и огонь в «буржуйках» поддерживали при помощи таких же винтовых капельниц, для которых без разницы, что залито соляра, керосин, мазут или отработки, один раз отрегулировал и живи в тепле. Так же Василий Макарович отдал мне «хитрую» куртку, которую привез из Амурской области, когда был там в командировке.
Такие куртки выдавали комбайнерам, они подключались через вилку к электропитанию комбайна и нагревали участок спины, к куртке прилагались электростельки, но их Макарыч не использовал. А вот куртку посоветовал положить на водительское сидение и подключать в сильные холода, когда еще «примус» не прогрел кабину.
В общем, зиму я проработал в комфортных условиях, даже электроподогрев сидения был, о котором и не мечтали водители в те годы. Когда пришла повестка в армию, все тепловое оборудование с трактора завез домой Макарычу. А после службы уже получил новый ДТ-75, у которого появилось эффективное штатное тепловое оборудование и вентиляция.