После освоения Полотняного Завода я отправился в Кондрово - небольшой мануфактурный город невдалеке от Калуги.
Кондрово - классический старопромышленный городок, обязанный своим появлением мануфактурному производству. Другое дело, что, если большинство подобных городов (привет Раменскому и Наро-Фоминску) выросло на волне генезиса русского капитализма и железнодорожного бума, то у Кондрово, как у промышленного местечка, история побогаче.
Странноватое название города восходит к одному из первых владельцев этих земель. Ещё в начале XVII века село некоторое время принадлежало царскому воеводе Дмитрию Кондыреву, в честь него оно и получило своё название, дошедшее до нас именно в варианте "Кондрово".
У Кондрова два историко-географических начала - собственно, село Кондрово и село Троицкое. Первое название возникшей в этих местах бумажной мануфактуры - это именно "Троицкая". Её основание относится к 1800-му году. За XIX век мануфактура несколько раз меняла своих владельцев. В 1860-х Кондыревская мануфактура, сросшаяся с Троицкой в один кластер и принадлежавшая английскому предпринимателю Вильяму Говарду приводилась в действие более 600-ми рабочими, а посёлок при мануфактуре вырос в небольшой городок. Собственно, в честь Говарда и была названа железнодорожная станция, появившаяся на дальней городской окраине в 1874-м году.
К революции 1917-го года население посёлка при фабриках первалило за 2 тысячи человек. Спустя 20 лет, в 1938-м посёлок получил статус города (уже будучи центром большого промышленного района), достигнув к началу Второй Мировой отметки в 10.000 жителей. Пиковой отметкой для Кондрово стала 18.000 человек населения в период Брежневского "застоя" сейчас же тренд нисходящий, в городе осталось менее 15-ти тысяч. Так или иначе, Кондрово - 100% малый город всю свою историю, сравнимый с такими старопромышленными городками, как Апрелевка, Высоковск, Дрезна.
Начало освоения.
У Кондрово, как и у многих городов, "срощенных" из нескольких сёл вокруг единого мануфактурного кластера, очень сложная география. Нерегулярно застроенный центр, бесконечный частный сектор на юге города, вытянутые кварталы пятиэтажек на западе... Главные достопримечательности города находятся на внушительном расстоянии друг от друга. А потому для туриста, тем более, ограниченного по времени, остаётся только один вариант: такси. Так что сразу с автобуса прыгаем в старую иномарку к местному дядечке и едем в бывшее село Троицкое, к Троицкой же церкви (1818).
Для периода позднего классицизма церковь довольно пышная. Обращает на себя внимание колокольня странноватой формы, из-за которой она напоминает скорее минарет. Обычно колокольни такой формы встречаются в более мелких церквушках, здесь же масштаб вполне соборный.
Внутри храм светлый и просторный, но декор, к сожалению, не сохранился до наших дней. Новые полы, новые привозные иконы. Однако внутренняя планировка и экстерьер, несомненно, запоминаются.
Зайдя в храм и обойдя его по периметру, я вернулся в машину такси и мы отправились к следующей точке на карте. За окном внезапно закончилась идиллическая дачная периферия и началось нечто куда более индустриальное и, судя по виду, запущенное.
Неожиданный модерн.
Таксист высадил меня возле ещё одной важной достопримечательности Кондрово. Это - свеобразный по своей архитектуре Дом культуры/кинотеатр. Он был построен в 1916-м году как "Народный дом" и в плане стиля представляет собой странное смешение модерна и ар-деко.
Снаружи ДК пребывает не в лучшем состоянии. Если непосредственно фасад ещё как-то подновлён, то с торца здание выглядит буквально заброшенным. Характерно, что с фасада все окна заменены на пластиковые стеклопакеты, а по бокам ещё сохранились явно оригинальные деревянные рамы. Разве не красота (хоть и увядающая)?
Сложно сказать, в какой период интерьер ДК обрёл свой нынешний вид. Возможно, тут всё оригинальное, с момента постройки. Возможно, интерьеры ранне/позднесталинские. Так или иначе, внутри антуражно, особенно на втором этаже, в холле кинотеатра.
Холл украшен живописью, сквозящей любовью к родному краю.
В этот момент как раз завершился киносеанс и в холл высыпала мелочь из начальных классов в количестве примерно сотни человек. Меня буквально вынесло наружу людским потоком. Сделав ещё пару кадров, я двинулся к городскому центру.
Постсоветский уют.
От ДК к центру Кондрова тянутся кварталы типовых пятиэтажек. Впрочем, некоторые из них выглядят не совсем по-типовому: откуда-то в калужской провинции появились восточные узоры на панелях. Обычно такое строили разве что в национальных республиках. Если в комментах будут местные, расскажите об этом феномене.
В тени деревьев возле панелек выясняют отношения местные хищники. Я уже упоминал, что коты - это важная малая архитектурная форма? Имейте в виду.
Впрочем, форма также свойственная постсоветскому пространству. В деталях же большого отличия от прочих городов Великой и Необъятной не наблюдается. Даже народ здесь обычный до стереотипности. Начиная бабушками...
И заканчивая начальной школой.
Панельные кварталы заканчиваются на небольшом магазинчике поселкового вида 50-х годов постройки.
Здесь же памятник Александру Сергеевичу Пушкину - не забываем про близость Полотняного завода.
Река с прикольным названием Шаня делит город пополам. Рабочие кварталы и заводские корпуса находятся преимущественно на южном берегу, деловой и административный центр - на северном.
Южную часть города с центром соединяют два параллельных моста - автомобильный и пешеходный. Удобное разделение потоков, никто не любит ходить вдоль оживлённых магистралей. На противоположном берегу виднеются две девятиэтажки (второе фото) - единственные в городе. Остальное Кондрово не более, чем пятиэтажное.
Река Шаня относительно широкая, но явно мелкая и даже в сентябре продолжает цвести.
Центр города возвышается над Шаней. Он крайне нерегулярен и хаотичен: здания разбросаны по сложному рельефу, между ними зачастую образуются огромные бесхозные пространства, единого ансамбля центра не складывается. Впрочем, подобная эклектичность - обычное дело в мануфактурных городках, получивших городской статус только в ХХ веке. Даже в 20 раз большее по размерам Иваново страдает тем же недугом.
Замазанная история.
Поднявшись в центр, в первую очередь упираешься в бело-синюю громаду Спасской церкви (1820). Наряду с фабричными корпусами этот огромный синий купол - местная доминанта.
Интерьер практически весь новый, за исключением разве что пантократора под куполом. Он, вероятно, оригинальный, XIX века.
А так вообще всё новое, даже пол. По фактуре стен видно, что изрядную долю интерьерного богатства просто варварски замазали в прошлом веке. В советский период в здании церкви был продуктовый магазин, а в алтарной части из-под полы барыжили деревенским самогоном и водочкой.
Центр?
Напротив собора - позднесоветское трёхэтажное административное здание. Что характерно, извечного памятника Ленину перед районной администрацией нет - вместо него на постаменте тот самый Дмитрий Кондырев, которому город обязан своим названием. Несмотря на симпатии к персоне В.И. Ленина, не могу не поддержать сие - всё же это - городская идентичность.
Как я уже говорил, единого архитектурного облика в Кондрово нет и быть не может. Городской центр - просто образец фрагментированности. В двух домах от районной администрации - старое здание универмага с модернистским панно примерно 60-х - 70-х годов.
А чуть ниже по улице - детский дом культуры начала ХХ века (!) в стиле модерн, забитый в сайдинг. Эх, любят же в Кондрово свою историю скрывать. Под белой краской ли, под бежевым ли сайдингом!
Если отправиться в другую сторону, за деревьями проступит административная сталинка 50-х годов с сохранившимися лепными элементами над втором этажом...
А по соседству с ней - угловой купеческий домик времён золотого века хлопчатобумажной мануфактуры, ныне - библиотека.
И такое чередование постоянно. Но последней каплей для меня стало в принципе отсутствие искомого здания, всё ещё обозначенного на картах. Я шёл в северную часть исторического центра, дабы подснять местную послевоенную школку №1, однако обнаружил на её месте лишь строительный котлован. Местные работяги, посмеявшись, сказали, что школу будут строить заново, а местный паренёк лет 10-ти вызвался показать мне здание начальной школы. Между нами в присутствии бригады рабочих состоялся примерно следующий диалог:
Паренёк: - А у нас тут школа начальная есть...
Я: - Здорово. Старая?
П: - Угу (качает головой).
Я: - Красивая?
П: - Ну... (Краснеет, посмеивается, глядя на бригадира)
Собственно, вот он, мой кондровский экскурсовод на пару кварталов. Монументален и невозмутим:
Детская же начальная школа, затерянная в глубине центрального квартала, действительно не была шедевром архитектуры. Просто ламповый деревянный домик, напоминающий провинциальный пионерлагерь или сельсовет. Даже флажки на месте.
От начальной школы спускаемся к Площади Победы, внешний периметр которой заменяет городу набережную. По правую руку тянется занимающая целый квартал усадьба Щепочкина. Да-да, того самого дворянина и фабриканта Щепочкина, чья усадьба в соседнем Полотняном заводе (ещё одна настоятельная просьба ознакомиться с материалом по Полотняному заводу) не известна большинству туристов, невзирая на схожий с усадьбой Гончаровых архитектурный размах. Чего уж там, даже я только в процессе подготовки материала понял, что за заброшенное здание передо мной было и, сделав лишь пару кадров, пошёл дальше, к автостанции.
Ансамбль центральной площади, как и всё Кондрово, сформирован зданиями разных эпох. Мне очень приглянулось минималистичное здание краеведческого музея, в который я уже не попадал по времени. А жаль.
Сама же Площадь Победы - это огромное пустое пространство, выложенное плиткой и ограниченное с одной стороны автомобильной дорогой, рекой Шаней с другой и сквериком с третьей.
Здесь же находится одна из самых нетривиальных скульптур, посвящённых Второй Мировой, из тех, что я видел. Казалось бы, чем подобное может удивить?
С одной стороны, интересно и необычно, да и метафора понятна, однако прямейшая ассоциация с мечтом короля Артура ломает всё восприятие, от неё не получется абстрагироваться.
Больше индастриала!
А над площадью, тем временем, возвышается мануфактура собственной персоной. Несомненным символом Кондрова можо считать кирпичную башенку в стиле модерн. Она действительно очень своеобразна.
На башне, словно грибы, "наросли" небольшая башенка с резервуаром для воды и некое техническое сооружение, возможно, электрощитовая. Округлые окна и яркая цветовая гамма придают башне некоторую сказочность.
Собственно, последние два кадра сделаны с городской плотины, выполняющей функции пешеходного мостика.
Сама же территория фабрики огорожена заборчиком из стальных листов. Через растительность и забор фабрику не подснять. Зато смотрите, какая прикольная ржавая вагонетка с катушкой на мосту!
На этом моё знакомство с Кондрово завершилось и я быстрым шагом направился к автостанции. Городская автостанция сначала порадовала интересным фасадом...
Но с платформ вид оказался далеко не таким весёлым. Мало того, что почти всё здание "растащил" малый бизнес, так ещё и вход к единственной билетной кассе похож на ворота в ад. Как можно довести ворота города до такого состояния?
Что же в итоге?
Честно говоря, Кондрово не сильно западает в душу. Город откровенно странный. Тут есть что-то от Калуги, что-то от Иваново, что-то от Орехово-Зуево, но чего-то самобытного из этого всего не складывается. Рыхлая застройка, рыхлая городская среда, полное отсутствие уважения к той немногочисленной истории, что здесь всё же присутствует, откровенно удручают.
С другой стороны, в городе есть ряд базовых достопримечательностей. Троицкая церковь, народный дом, набережная Шани (благоустроенная, правда, только возле центральной площади), ну и сказочная башенка местного краснокирпичного замка. Но все эти достопримечательности не связаны между собой единой городской средой, между ними лежат рыхлые кварталы домов разных эпох.
При этом Кондрово не назвать городом тленным и печальным. В городе просто уйма детей, активный трафик, откровенной заброшености не так-то много. Сказывается общее благополучие региона и близость к областному центру. Однако относительное благополучие - это одно, а облик города, его образ - совсем другое. Именно к последнему у меня осталось больше всего вопросов, что, впрочем, нисколько не умаляет первого.