Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Чем опасен беспорядок на рабочем столе

Пора осознать, какую роль он играет в рабочей жизни

Варвара Гранкова
Варвара Гранкова

Физическая среда, в которой мы работаем, оказывает значительное влияние на качество работы. Посмотрите на это с точки зрения логистики: мы теряем ценные рабочие минуты каждый раз, когда ищем на заваленном столе какую-либо бумагу. То же самое относится и к тем, кто работает с электронными документами: международный опрос показал, что работники теряют до двух часов в неделю на поиски потерянных файлов.

Исследования также демонстрируют, что физическая среда сказывается на познавательных способностях, эмоциях и поведении, что, в свою очередь, оказывает воздействие на принятие решений и отношения с другими людьми. Захламленное пространство может усиливать стресс и тревожность, мешать сосредоточиться, влиять на режим питания и даже на качество сна.

Возможно, вы думаете, что переполненные шкафы для документов или стопки бумаги на столе не мешают вам. Но ученые из Института нейробиологии Принстонского университета использовали функциональную МРТ и другие методы, чтобы продемонстрировать, что наш мозг любит порядок и что постоянные визуальные напоминания о неорганизованности истощают когнитивные ресурсы и сокращают способность сосредотачиваться. Они также обнаружили, что, наведя порядок на рабочем месте, участники исследования лучше концентрировались и обрабатывали информацию, их производительность росла.

Беспорядок также может влиять на психическое здоровье. Проводившееся в США в 2009 г. исследование обнаружило, что уровень кортизола (гормона стресса) был выше у матерей, которые жили в захламленных домах. Повышенный уровень кортизола в течение длительного времени может вызвать тревожность и депрессию. Есть и обратная связь: исследователи из США изучили зависимость между стрессом и беспорядком на рабочем месте и обнаружили, что из-за стресса и эмоционального истощения работники медлят с принятием решений и держат под рукой больше материалов по текущим задачам, что увеличивает беспорядок на столе.

Беспорядок может влиять и на отношения с другими людьми. Одно исследование показало, что обладателей неубранных рабочих мест считают менее ответственными, более нервными и менее приятными в общении, чем их организованных коллег. Подобное восприятие сотрудника может иметь негативные последствия для его карьеры.

Проверенный способ контролировать беспорядок на рабочем месте – регулярная уборка, которая не дает накапливаться ненужным вещам. Не запускайте ситуацию настолько, чтобы уборка превращалась в форму прокрастинации.

Если вы управляете командой или организацией, установите специальные дни для уборки рабочего места, закажите в этот день пиццу и постарайтесь сплотить коллектив вокруг задачи, которую большинство людей не любят выполнять. Подумайте о том, чтобы установить политику чистого стола, которая регулировала бы порядок общего рабочего пространства. Поработайте с IT-отделом, чтобы предоставить сотрудникам инструменты для управления онлайн-документами и четкие инструкции, какие документы следует хранить, а от каких можно избавиться. Вам необходимо добиться баланса между удобством сотрудников и соображениями безопасности, а также не забывать о потребности работников в самоидентификации и автономии.

Однако не надо перебарщивать. Одно из исследований показало, что беспорядок на столе может способствовать креативности. Ученые обнаружили, что чистые и опрятные пространства побуждают нас избегать риска и соответствовать ожиданиям, а разумный беспорядок помогает смотреть на вещи по-новому и не бояться нарушать правила. Идеально убранный стол может свидетельствовать о нехватке креативности, а сильный беспорядок – посылать неблагоприятные сигналы о вашем характере и отношении к работе. Держите под рукой документы, нужные для работы над текущими проектами, но сопротивляйтесь желанию захламить рабочее место массой ненужных вещей.

Либби Сандер – доцент кафедры организационного поведения Школы бизнеса при Университете Бонда.