Найти тему
Фильмокнижие

Как литература помогает в обычной жизни

Никак. Для каждой прочитанной книги мы крадем время у домашних хлопот, семьи, работы… Мы никогда не учимся на чужих ошибках, поэтому опыт литературных героев мало влияет на наши поступки.

Искусство и не предназначено для этого: это не педагогика, не учебник нравственности, особенно современная литература, но литература дает нам эстетическое наслаждение, как и другие виды искусства, будит наши эмоции и воображение. Значит, все-таки как-то меняет нас.

Конечно, читая книги, мы постигаем язык и стиль автора, запоминаем слова и обороты речи, которые кажутся нам необычными. Художественное повествование – шелк, расположенный на пиках метафор. Автор создает словами-мазками живописную картину жизни, а мы восхищаемся точностью пушкинского слога, пластическими деталями у Тургенева, странным, безъязыким слогом Андрея Платонова или игрой слов писателей-сатириков.

Постепенно мы учимся образно мыслить и создавать свои точные, емкие метафоры.

-2

Литература показывает нам, как из штрихов, деталей быта, портретов складывается облик эпохи, поэтому, воссоздавая в воображении образы, мы учимся обобщать. Мы догадываемся, кто главный герой, а кто второстепенный, понимаем отношение к героям автора, представляем время, в котором живут герои, в красках, даже если это далекое-далекое будущее, другая планета или подводный мир.

Читая детективы, мы часто до развязки выстраиваем свою картину событий, с некоторой долей вероятности узнаем убийцу. Радуемся, если догадка верна, удивляемся, если финал совершенно неожиданный, а убийца садовник, которого, кажется, и нет в повествовании.

Вот ориентация в структуре художественного текста позволяет распознавать типы характеров и успешно социализироваться в обществе. Конечно, вы не будете читать каждого человека, как книгу, но классифицировать определенные типы характеров сможете, так как уже имеете такой опыт на примере прочитанных книг.

-3

Литература воспитывает эстетический вкус, учит отличать истинный шедевр от эрзаца, выбирать произведения в зоне своих интересов, планировать читательский выбор.

Выбирая сложные книги, мы учимся понимать символику произведения, разгадывать авторское послание, секреты языка и стиля, дающие ключ к идее произведения.

Литература помогает нам понять цепочку причин и следствий поступков героев, но не видеть в этом фатализм: полосу удач и везений и черную полосу жизни. Реалистическая проза, иногда даже слишком настойчиво, объясняет, почему «душа Печорина испорчена светом», а Обломов начал с неумения самостоятельно чулки надевать, а закончил неумением жить.

Это дает нам инструмент, при помощи которого мы анализируем свои промахи и ошибки, свои достижения и вершины.

-4

Литература делает нас свободными.

Даже начитанность ребенка определяется не количеством программных книг, что он прочитал, а тем корпусом книг, что он выбрал самостоятельно.

С момента выбора книги мы свободны: дочитать ее или оставить на 17 странице, прочитать «Властелина колец» Толкина как сказку или филологический роман с отсылками к истории и священному писанию. Прочитать роман в переводе или на языке-источнике.

Мы имеет право сформировать о прочитанном свое мнение, отличное от всех критиков, что читали произведение сто и 50 лет назад.

Литература дает возможность пережить огромные эмоциональные потрясения, не рискуя жизнью.

Мы можем подняться с экспедицией на Эверест, но вернуться живыми и невредимыми, погрузиться в Атлантиду, пережить землетрясение, поучаствовать в войне и понять боль и страдания матери, что пишет из концлагеря письмо сыну, патриотический порыв девушек-зенитчиц и непобедимость Плужникова – последнего защитника Брестской крепости.

Это своего рода эмоциональная разведка, способ познания мира, яркий и образный.

Словом, читайте, перечитывайте, наслаждайтесь, получайте эмоциональное ,эстетическое и интеллектуальной удовольствие.

В том числе на канале «Фильмокнижие»

Что для вас чтение? Пишите комментарии. Нам очень дорого мнение читателей.

О каких книгах вы хотели бы почитать посты?