15.11.88 г. был запущен корабль многоразового пользования "Буран". Он вышел на орбиту, дважды обогнул нашу планету, после чего, красиво и изящно автоматически приземлился на Байконуре. "Буран" называли "русским чудом", но новый корабль был плодом титанического труда нескольких миллионов советских граждан: инженеров, ученых, рабочих... Это бесценный шедевр гениального конструктора Г.Е. Лозино-Лозинского.
Работы по созданию "Бурана" начались в 76-м году. Для проекта было создано НПО "Молния", которое и взял под свое управление Лозино-Лозинский. До этого времени, он работал над многоразовой РКС "Спираль".
При разработке внешнего вида корабля, рассматривались несколько вариантов. 1-й - аналогия "Шаттла" - схема с горизонтальной посадкой, и двигателями в хвосе. Второй - бескрылая схема с вертикальной посадкой.
В итоге, после ряда экспериментов, была выбрана первая схема. Полезный груз размещался сбоку, а двигатели второй ступени в центре. У разработчиков не было уверенности в том, что удастся быстро сделать многоразовый водородный двигатель. Кроме того, необходимо было сохранить полноценный ракетоноситель, который мог автоматически выводить на орбиту как корабль, так и полезные грузы.
"Буран" летал лишь один раз, но это было советским триумфом. Полет был полностью автоматизирован, чего не было ранее на других аппаратах. Внешне "Буран", действительно, был похож на "Шаттл", но он был лучше. Наш "Буран" мог выводить в космос не только корабль, но и полезные грузы, а в момент посадки обладал более эффективной маневренностью. А еще, конструкция "Шаттлов" не позволяла повторить попытку после посадки, так как это происходило с выключенными двигателями.
Наш корабль имел оснащение турбореактивными двигателями. И они как раз позволяли это делать в случае ЧС, либо плохой погоды. А еще, у "Бурана" имелась система экстренного спасения пилотов. Кабина с пилотами могла быть катапультирована. На значительных высотах модуль мог отсоединиться от ракетоносителя и произвести незапланированную посадку. Ну и важное отличие - полностью автоматический режим полета.
Согласно программе, предусматривалось создание 5 кораблей. Из них лишь 3 увидели свет. Первый побывал в космосе, потом долго пылился на Байконуре, а потом и вовсе был разрушен. Второй - развлечение в парке имени Горького, а третий украшает технический музей в Синсхайме.
В начале 90-х программа по "Бурану" была закрыта.
Не знаю как вы, а я без слез не могу смотреть на фото этого чуда конструкторской мысли... Когда я вижу кадры, где Лозино-Лозинский дает интервью, то на меня накатывает восхищение этим прекрасным человеком, отдавшим всю жизнь разработке летательных аппаратов и процветанию родной страны. Его уже нет в живых, но он прожил счастливую и достойную жизнь. Ему было чем годится.
А какие чувства у вас возникают, когда смотрите на "Буран"? Напишите в комментариях.
Юлия Лучистая