Доброго времени суток, дорогой читатель!
Фильм "Дурак" (2014) режиссера Юрия Быкова является своеобразным зеркалом жизни в провинции. В этом, пожалуй, и заключается секрет успеха фильма в прокате - он очень реалистичен для большей части нашей с вами страны. И хотя то, что показывается в фильме мы с вами видим регулярно в повседневной жизни, все же картина захватывает и заставляет досмотреть ее до конца. А вдруг у этого парня получится?
Фильм рассказывает нам историю молодого слесаря-сантехника по имени Дмитрий Никитин (Артем Быстров), который узнал, что одно из общежитий в его провинциальном городке скоро обрушится и его жителей срочно нужно эвакуировать. В одиночку, не имея абсолютно никакой поддержки, главный герой пытается спасти жильцов злополучного дома. Для этого ему предстоит встретиться с сильными мира сего и убедить их в своей правоте.
Одна из главных особенностей фильма заключается в том, что абсолютно все персонажи фильма показаны со своей отрицательной стороны. Наверняка это своеобразный режиссерский прием, с помощью которого как раз таки и удается нарисовать картину ужасной жизни в провинции нашей страны.
Коррумпированные чиновники
Что можно сказать про чиновников, которые показаны в фильме? Типичные образы эпохи классицизма - плохие с ног до головы, не умеющие сострадать, готовые пойти абсолютно на все, лишь бы только уберечься самим. Это места даже выглядит как-то искусственно, однако на фоне укрепившегося в умах жителей отечественной провинции образа продажного чиновника, мы принимает все это за чистую монету.
Ближе к экватору фильма нам показывают, как сильные мира сего отмечают юбилей мэра в одном из ресторанов города. Эта сцена является сосредоточением всего отвращения, которое излучают начальники провинциального городка. Мерзкие, пьяные, словно дикие аборигены они предаются мирским утехам, пока весь остальной город продолжает выживать.
И среди всей этой мерзости проскакивает лишь один момент, в котором чиновник показан не полным чудовищем. Это, разумеется, момент, в котором начальник департамента ЖКХ Федотов (Борис Невзоров) спасает жизнь главного героя. Но этот момент добавлен скорее всего для того, чтобы показать, как главный герой распорядится своей жизнью, которую ему только что сохранили. Но об этом позже.
Жильцы злополучного общежития
Жильцы того самого общежития, которое вот вот рухнет, казалось бы должны быть противопоставлены продажным и бессердечным чиновникам, однако не тут то было. Разница определенно прослеживается, но разница лишь в том, как именно и в какой мере чиновники и жильцы выражают свою мерзость.
Фильм как раз и начинается с того, как нам показывают быт общежития. Пьяный муж избивает свою жену, жена отказывается сдавать мужа полиции, за что ей вновь приходится расплачиваться. Уже с этой сцены мы начинаем понимать главный посыл фильма - мы сами виноваты во всем, что с нами происходит, и никого другого винить не следует.
Удивительно, но в картине нет ни одного момента, когда выживающие в разваливающемся общежитии люди вызывали бы хоть капельку сострадания. Они живут в своем мире, мире отвратительной бедности. Но их этот мир полностью устраивает. Когда главный герой хочет предупредить всех о том, что дом скоро рухнет и им нужно бежать, они просто избивают парня, даже не попытавшись выяснить, в чем же дело. Их не интересует ничего, кроме своих низменных желаний.
Главный герой (он и есть дурак)
Главный герой фильма "Дурак" принадлежит к отдельной категории людей. Обычно таких как он в кинематографе показывают с положительной стороны. Они всегда готовы пожертвовать своим благополучием (а иногда и своей жизнью) ради спасения других. Но в нашем случае все совсем наоборот.
Дмитрий Никитин вовсе не показан в фильме каким-то героем, он показан как раз таки дураком (о чем и говорит название фильма). На протяжении всей картины главный герой пытается спасти жильцов неблагополучного общежития, которым это абсолютно не нужно. В то же время он полностью игнорирует тот факт, что у него есть семья, жена и ребенок, которым нужен отец. Именно в этом отличительная особенность фильма "Дурак" - здесь образ всеспасителя противопоставлен семье этого самого "героя", благополучием которой он полностью пренебрегает.
Если первые два пункта очевидны - и чиновники, и жильцы дома вызывают только негативные впечатления, то вот о главном герое, конечно, можно поспорить. Он же ведь все таки имел благие намерения. И все же, нужно помнить - если человек не хочет, чтобы его спасали, значит его не нужно спасать. А вот как раз семья главного героя нуждалась в нем, но он на нее наплевал.