Пропажа самых ценных русских реликвий окутана почти мистическими тайнами. О них слагаются легенды, которые со временем невозможно отделить от исторической правды. Вероятно, самой известной «пропажей» в русской истории можно считать исчезновение легендарной библиотеки Ивана Грозного
Принято считать, что само собрание древних сочинений привезла на Русь как наследие погибшей Византии Софья Палеолог в качестве приданного при заключении брака с Иоанном Третьим. Их сын, Василий Третий, распорядился сделать перевод древних книг, для чего выписал ко двору учёного, впоследствии канонизированного Русской Церковью, Максима Грека. Чтение книг из библиотеки, получившей название «Либерия», стало любимым занятием у сына Василия Третьего Иоанна, который не расставался с приданым Софьи и перевозил библиотеку с собой.
Одна из версий гласит, что Иван Грозный при переезде в Александровскую Слободу привёз с собой и всю библиотеку и там спрятал, другая гипотеза говорит, что «Либерия» была спрятана в Кремле, и с тех пор это не даёт покоя историкам и искателям реликвий. Одно известно точно: после царствования Иоанна библиотека пропала и породила массу легенд о своём исчезновении. Одна из версий говорит, что рукописи утрачены в московских пожарах. Вторая утверждает, что «Либерию» вывезли на запад поляки во время оккупации Москвы и распродали. Самая невероятная версия рассказывает, что поляки всё-таки обнаружили «Либерию», но во время голода там же, в Кремле, её и съели.
Первое упоминание о «Либерии» появилось в Ливонской летописи. Там говорится, что Иоанн Грозный вызвал пленного пастора Иоганна Веттермана и приказал сделать перевод библиотеки на русский язык. Веттерман приступил к изучению манускриптов, но впоследствии бежал из плена и рассказал о литературном сокровище на Западе. Составленный им по памяти список сочинений включал в себя около 800 наименований. Список был тоже утерян.
Уже во времена Петра Первого упоминание о библиотеке встречается среди записок пономаря Конона Осипова. Он рассказывает, что его товарищ, дьяк Василий Макарьев, нашёл в подземельях Кремля комнату, уставленную огромными сундуками. Дьяк рассказал о находке царевне Софье, которая приказала забыть об увиденном. Но дьяк не удержался и рассказал об этом своему товарищу Конону Осипову, который предпринял самостоятельные поиски, но обнаружил только наглухо засыпанный подземный ход.
Позднее, в 1822 году, профессор Христофор фон Дабелов написал статью «О юридическом факультете в Дерпте». Там он процитировал документ, который назвал «Указатель неизвестного лица», где были названы все рукописи «Либерии». Оригинал списка вызвал большой интерес другого профессора, Вальтера Клоссиуса, который попросил Дабелова ознакомить его с документом. Дабелов заявил, что оригинал он отправил в архив Пернова. Но попытки Клоссиуса обнаружить его там были тщетны — документ пропал. Уже после смерти Дабелова в 1834 году Клоссиус написал статью «Библиотека Великого Князя Василия Иоанновича и Царя Иоанна Васильевича», где описал находку Дабелова и огласил список рукописей из «Указателя» — труды Тита Ливия, Тацита, Полибия, Светония, Цицерона, Вергилия, Аристофана, Пиндара. Поиски «Либерии» проводились и в XX веке, но все попытки обнаружить легендарные манускрипты были безуспешны. Но миф о «Либерии» живёт до сих пор и по-прежнему обрастает «подробностями». Самый зловещий миф гласит, что на библиотеку наложила заклятие сама Софья Палеолог, и поэтому найти манускрипты не удаётся ни одному исследователю.