России, да и на просторах СНГ не найдётся того человека, рождённого в СССР, который бы не знал про тяжёлые мотоциклы марки «Урал». Они до сих пор трудятся в сёлах на бескрайних просторах бывшего Советского Союза. Так как в 80-х годах эти прожорливые и медлительные тяжёлые мотоциклы не пользовались особым спросом среди молодёжи, то они сохранились в более или менее целом состоянии, так как использовали их в основном люди взрослые, далёкие от всяких там бесцельных покатушек, которые нередко заканчивались трагически.
Вообще, история мотоциклов «Урал» началась в конце 1930-х годов, когда перед нашей советской армией остро стал вопрос об оснащении войск тяжёлыми мотоциклами с коляской. Тогда же было решено, что лучшим тяжёлым мотоциклом на то время является BMW R71. Да, вы не ослышались, БМВ уже в те годы выпускали лучшие мотоциклы, причём это были оппозиты, как и сейчас.
Первые немецкие BMW R71 попали в жадные лапы советских инженеров в 1939 году. Существует несколько версий того, как нам удалось заполучить эти мотоциклы:
· Согласно первой версии, мотоциклы БМВ были переданы Советскому Союзу в добровольном порядке нацистской Германией, ведь перед началом войны страны заверяли друг друга в вечной дружбе, и немецкие офицеры частенько присутствовали на военных советских парадах. Так что ничего тут необычного нет, мотоцикл – это не секретное оружие, которое слоило бы скрывать от своих «друзей», даже с учётом того, что им в ближайшем будущем предстояло превратиться во врагов;
· Согласно второй версии, мотоциклы BMW R71 были куплены в Швеции агентами НКВД и переправлены на территорию Советского Союза в разобранном виде.
Лично я склоняюсь к первой версии, хотя, как там на самом деле всё было – это сейчас уже невозможно доказать. Точно известно, что в 1941 году в СССР были выпущены первые мотоциклы М-72, которые являлись полными копиями BMW R71. Кстати говоря, тяжёлые мотоциклы М-72 начали выпускать ещё до начала Великой Отечественной войны, и назывались они тогда ещё не «Уралами», так как завод находился в Москве. Сам Иосиф Виссарионович Сталин милостиво дал «добро» на запуск серийного производства, пригрозив, что если заводчане замешкаются, то выпускать мотоциклы будут другие люди.
Но вскоре началась Великая Отечественная война, и так как немцы быстрыми темпами рвались к Москве, то было принято решение эвакуировать новый мотоциклетный завод в Сибирь. Для размещения производства был выбран город Ирбит. Интересно, что изначально завод разместили в цехах пивоваренной фабрики.
Кстати говоря, в музее ИМЗ до сих пор сохранился тот самый байк БМВ, который был привезён в 1939 году. И не стоит обвинять советских инженеров в плагиате, так как это нормальная мировая практика. Те же Харлеи тоже много чего скопировали с немецких мотоциклов, а японцы копировали и немцев и американцев.
Во время войны Ирбитский мотоциклетный завод выпустил около 10 000 мотоциклов М-72, и практически все они были отправлены на фронт. После войны завод продолжал работать для нужд советской армии, и только в начале 1950-х годов заводчане выпустили гражданскую модель М-52. Этот мотоцикл уже был приспособлен для движения по асфальтированному дорожному покрытию, хотя и на грунтовке он не ударял в грязь лицом. Мотор мотоцикла М-52 имел рабочий объём в 500 кубов, а сам мотоцикл выглядел очень стильно и современно. К сожалению, сейчас о мотоциклах этой модели практически никто не знает, так как они выпускались недолго, и весьма ограниченными партиями.
Дальнейшую историю мотоциклов «Урал» я расскажу вам в следующей статье, а пока подписывайтесь на мой канал, и не забывайте про комментарии!