Встречи в других странах на экскурсиях с ухоженными, изысканными, увешанными украшениями пожилыми дамами, всегда вызывали у меня недоумение, - почему наши, отечественные бабушки не такие?
Особенно врезалась в память встреча с английскими пожилыми дамами на чайной плантации Шри Ланки. Эти дамы в шелковых блузках, в драгоценностях, морщинистые и сгорбленные, с достоинством пробирались по дощатым мосткам, перекинутым через какие-то канавы.
У наших пенсионерок – кругозор уже, запросов меньше, интересы ограничиваются внуками и дачей? Ответ – «меньше денег» лежит на поверхности, но, при желании, на недорогие поездки накопить же можно?
Россия отличается от Европы тем, что у нас смешались ценности восточной и западной культуры. Смешались, но не образовали единую систему.
Традиционные западные ценности, - такие как свобода и независимость, - подразумевают финансовую и моральную независимость от детей и других родственников. Напротив, в системе восточных ценностей пожилые люди пользуются почетом и уважением, как главы рода, аксакалы.
Подавляющее большинство знакомых пенсионерок занимаются внуками и дачами/коттеджами.
При этом дети, родив ребенка, перепоручают его своим родителям, мотивируя это тем, что у них семейный бизнес, им некогда, - «А вам все равно делать нечего!»
И наши 70-летние бабушки, проведя всю свою жизнь в труде, - при СССР – на благо общества, позже – как придется, заканчивают свою жизнь также в труде.
Да и дедушки тоже. Лично знаю 80-летнего дедушку, который после замены обоих коленных суставов, уже несколько лет таскает коляску с внуком вверх и вниз по лестнице, потому что 40-летним родителям, видите ли, нельзя поднимать тяжести.
Самое страшное в этом, - то, что общество считает это нормой. Бабушки и дедушки свое отжили, приносите пользу, возитесь с внуками.
Мало того, что к старости нейронные сети в мозгу ветшают естественным образом, их еще добивают разговоры с детишками. Вместо того, чтобы тренировать мозг, загружать его информацией, пытаться ее анализировать, - для того, чтобы отсрочить деменцию, - наши старики мчатся к слабоумию радостным аллюром, скатываясь на уровень общения малолетних.